Живое и мёртвое в рассказе Куприна «Гамбринус»


В рассказе А.И Куприна «Гамбринус» можно четко увидеть деление на красивое и некрасивое, темное и светлое, живое и мертвое, нравственное и бездуховное.

Само место действия описывается очень интересно. С одной стороны, это красивый приморский городок, в котором хватает романтики и приключений, с другой это грязные улицы, похожие на «немытые кишки». Пивная «Гамбринус» тоже совсем не привлекательное место, на полу насыпаны опилки, вместо лавок бочки, а вот на стенах можно увидеть любопытные рисунки: пикник великосветских дам и господ, компанию немецких молодчиков. Единственное, кто здесь привлекает внимание всех посетителей, это талантливый музыкант Сашка. Он также некрасив внешне: лысоватый, похожий на обезьяну еврей, но внутренне это добрый, простой, щедрый человек.

Его музыка, как магнит, притягивает моряков из порта. Она объединяет людей самых разных национальностей и вероисповеданий. Это африканцы и немцы, испанцы и славяне. Каждый хочет, чтобы Сашка сыграл для него что-то личное, трогающее за душу. И музыканту это с легкостью удается. Услышав всего несколько звуков, скрипач с точностью воспроизводит мелодию. Искусство, музыка способна объединять людей, делать их добрее и чувствительнее. Не исключение и мадам Иванова, с виду грубая женщина с неизменной сигаретой во рту. Но она тоскует и замирает, когда слышит звуки скрипки.


В произведении представлено два мира — живой и мертвый. К живому относится пивнушка с его посетителями. Это рабочие люди, которым нравится работать. Они искренни и чисты в своих желаниях. Антитезой этому является бунт, порождающий мертвое. Здесь на первый план выходят те, кто ослеплен властью и безнаказанностью. Эти люди хотят крови, и неважно чьей, еврея или собаки. Куприн говорит о революции: «кровавый грязный бред». В каждом человеке живет хитрый дьявол, который может склонить человека к определенным действиям. Он умерщвляет душу человека и вместо нее приходят злоба, ненависть, жестокость. Сладострастие убийства охватывает и поражает мозг.

Невольными жертвами этого мира становятся самые талантливые, добродушные люди. Один из них Сашка, кумир рабочих и моряков. В нем стараются искоренить любовь к искусству, хотят сделать его таким же злобным и подлым человеком. Ведь когда тебе кто-то сделал плохо, хочется отомстить. Но скрипач оказался сильнее. Его живой, одухотворенный мир одержал победу над миром тьмы и бездушия. Несмотря на то, что у него забрали самое главное — способность играть на скрипке, он не сдался. Сашка оказался волевым, целеустремленным и терпеливым человеком. Его талант и душа слились в нем, и уже из его уст все услышали не менее талантливую мелодию.

Таким образом, живое оказывается выше и сильнее мертвого. Движение, доброта, признание и уважение оказались очень важными в этом противостоянии. Финальные слова автора подводят черту, искусство — это то, что способно спасти, исцелить. Искалечить человека можно, а вот погубить искусство нельзя.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • «Человека можно искалечить, но искусство всё перетерпит и всё победит» (по рассказу Куприна «Гамбринус»)
  • Почему рассказ Куприна назван «Гамбринус»?
  • Традиции романтизма и реализма в рассказе Куприна «Гамбринус»
  • Отзыв о рассказе Куприна «Гамбринус»