Жизненные принципы Стародума (по комедии Фонвизина «Недоросль»)


В фонвизинской комедии «Недоросль» особое место занимает образ Стародума. Писатель, раскрывая его как положительного персонажа, особое внимание уделяет жизненным принципам Стародума.

Стародум, будучи пожилым человеком, вспоминает тот жизненный принцип, который Стародум получил от своего отца: «<…> имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. На все прочее мода: на умы мода, на знании мода, как на пряжки, на пуговицы». Жизненный принцип отца героя стал жизненным принципом и самого Стародума.

Несмотря на то что Стародум малообразован, он высоко оценивает образование и просвещение. Он понимает, что за образованием стоит будущее. Стародум восхищается Софьей, которая читает и развивает себя.

Однако важнее просвещения для Стародума оказывается душа. Он отмечает, что без души невежда будет настоящим зверем, что без души и «просвещеннейшая умница» будет «жалкой тварью». Душа, по мнению Стародума, – это самое важное в человеке.

Когда Стародум узнает, что наступило военное время, он сразу же отправляется в армию. Для него обязанность каждого человека в любое время, а в особенности в военное время, заключается в защите Отечества. Принцип Стародума заключается в искренней готовности пожертвовать собственной жизнью ради Отечества.


Находясь на службе и встретившись на своем жизненном пути с несправедливостью в этой области, Стародум понял, что чины не всегда даются по справедливости. Стародум презрительно относится к своему бывшему другу – молодому графу, который, даже не принимая участия в военных действиях, был удостоен чина, в то время как Стародум, получив раны в боях, этого чина удостоен не был. Герой считает, что лучше не иметь чинов вовсе, чем быть пожалованным без каких-либо заслуг.

Автор демонстрирует, что Стародум не стремится к обретению чинов, не стремится занять высокое положение в обществе. Стародум уверен, что когда человек получает чин, «перестает искренность». Быть искренним – вот главный жизненный принцип Стародума. Герой полностью отказывается от праздности, свойственной дворянам. Это касается как службы Стародума, так и его нахождения при дворе. Герой выражает мысль о том, что «в большом свете водятся премелкие души».

Отказавшись от службы, покинув свое место при дворе Петербурга, Стародум отправился в Сибирь, чтобы жить в соответствии с честью и достоинством. Автор показывает, что Стародуму удалось скопить немалую денежную сумму, и копил он ее честно.

Отказ от службы и места при дворе, а также жизнь в Сибири связаны с таким принципом Стародума, как «Лучше вести жизнь у себя дома, нежели в чужой передней».

Самостоятельно заработав богатство, Стародум высказывает свои мысли относительно того, что родители должны оставлять богатство своим детям: «Оставлять богатство детям? В голове нет. Умны будут – без него обойдутся, а глупому сыну не в помощь богатство!». Для Стародума важнее богатства ум, так как и «золотой болван» является все тем же болваном. Стародум выражает мысль о том, что богатство заключается не в материальном достатке, а в нравственных качествах и образованности.

То, что Стародум дает своей племяннице Софьей право на самостоятельный выбор жениха, говорит о том, что для Стародума важно, чтобы брак основывался не на богатстве сторон, а на искренней любви.





Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Скотинина в комедии Фонвизина «Недоросль»
  • Образ Вральмана в комедии Фонвизина «Недоросль»
  • «Биография Стародума» (по комедии Фонвизина «Недоросль»)
  • Сравнительная характеристика Стародума и Правдина