Как меняется внутреннее состояние лирического героя от первой ко второй строфе стихотворения Толстого «Ты знаешь, я люблю там»?
Стихотворение А.К. Толстого «Ты знаешь, я люблю там» раскрывает внутреннее противоречие лирического героя между духовным отстранением от земного мира и болезненным сочувствием к ближнему. Разберем, как меняется его внутреннее состояние от первой ко второй строфе, используя цитаты из текста.
В первой строфе герой описывает своё спокойствие и возвышенное отношение к жизни. Здесь ему присуща отстранённость и стремление к духовным горизонтам: «Ты знаешь, я люблю там, за лазурным сводом, / Ряд жизней мысленно отыскивать иных». Лирический герой мысленно уходит «за лазурный свод», отстраняясь от земных страданий, его интересует некий иной, идеальный мир. Он ощущает себя зрителем, наблюдающим «с улыбкой мимоходом» за «прахом забот и горестей земных». Это выражение — «с улыбкой мимоходом» — подчёркивает его спокойствие и даже равнодушие к жизненным трудностям, он как бы преодолел их влияние на себя, благодаря духовному устремлению.
Однако во второй строфе его состояние резко меняется. Встреча с близким человеком пробуждает в нём сильные эмоции, и отрешённость сменяется глубоким сочувствием. Он чувствует, что его «сердце так сжимается невольно», что подчёркивает, насколько неожиданно и неподконтрольно его захватывает это чувство. Герой признается, что ему «жаль» этого человека, а каждый миг его «мгновенной печали» отзывается в его душе «так долго и так больно». Если в первой строфе герой был бесстрастен и отстранен, то во второй он оказывается вовлечен в чужие страдания, которые он переносит на себя, испытывая их «так долго и так больно». Контраст между состояниями подчеркивается и в самом звучании этих строк: слова «сжимается», «жаль», «больно» передают его душевное беспокойство, которое разительно отличается от умиротворённого начала.
Таким образом, изменение состояния лирического героя от первой ко второй строфе отражает переход от спокойного, духовного созерцания к мучительному сочувствию и эмоциональному напряжению.
