Как название комедии Фонвизина «Недоросль» связано с ее проблематикой?


Денис Фонвизин написал поучительную комедию «Недоросль». Название напрямую связано с проблематикой произведения. Недорослем в 18 столетии называли несовершеннолетнего человека, в основном дворянина, который еще не поступил на государственную службу. Богатые помещики мало занимались воспитанием своих детей, в основном выбирали для них домашнее обучение, нанимая платных учителей. В результате молодые люди не получали должного образования, потому что нанятые учителя не имели полномочий что-то требовать от ученика, а постоянно находясь только в среде своей семьи, у них не было другого примера кроме членов семьи. Проблема зловредного воспитания раскрывается через образ главного героя – недоросля. Рассмотрим его случай более детально.

Митрофанушка – шестнадцатилетний юнец, происходил из семейства Простаковых. Это были зажиточные помещики, но абсолютно невежественные и грубые.


Власть в доме имела госпожа Простакова. Она каким-то образом сумела прибрать все и всех к своим рукам. Женщина требовала полного подчинения себе, хотя часто ее требования были неразумными. Она считала, что крепостные – это ее собственность, поэтому часто ругала их и задавала трепку. Не щадила Простакова даже самых преданных – няньку и Тришку. Первой часто доставались от нее пощечины, а второго она бранила и била. К своей семье героиня относилась не лучше, чем к крепостным. Мужа не уважала, отстранила его от управления имением; с братом тоже на деле не считалась, а о Софье, над которой она взяла попечительство, так и вовсе не считала нужным волноваться.

Единственной ее отрадой был Митрофан. Уж к нему она, и говорила ласково, и заботилась о нем. Но забота ее сводилась больше к тому, чтобы насытить его живот, а не вложит что-то в голову. Да и не было что ей кому-то вкладывать, потому сама она была невежественна и даже гордилась этим. Женщина не должна уметь читать и писать – так думала Простакова. И к наукам относилась она пренебрежительно, что и позаимствовал у нее Митрофан.

Для недоросля наняли учителей, но он их не уважал, и учиться ничему не хотел. Он все время не говорил, а «лаялся» - так замечает один из учителей. За несколько лет обучения Митрофан так и остался невеждой. При разговоре с Правдиным, ревизором деревень, Митрофан выглядит глупо, потому что не может ответить ни на один вопрос о науках. Простакова хочет понравиться ревизору Правдину - и поэтому пытается помочь сыну, но она сама не имеет знаний.

Митрофан – это «плод злонравного воспитания». Писатель показывает, что в среде невежественных помещиков прорастают еще большие «цветы зла» - новое поколение деспотов. Поэтому систему образования и воспитания нужно менять, проводить реформы, возвращаться к просветительским идеалам.

Важная роль в этом должна отводиться государям, которые должны мотивировать тягу к знаниям у молодежи. Чины должны получать дворяне за заслуги, а не за умение угождать. И тогда в мире станет меньше недорослей.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Почему комедию Фонвизина «Недоросль» называют «комедией воспитания»?
  • Какой смысл вкладывает автор в понятие «злонравные невежды»? (по комедии Фонвизина «Недоросль»)
  • Каково значение последнего явления в комедии Фонвизина «Недоросль»?
  • Каковы цели и средства сатиры в комедии Фонвизина «Недоросль»?