Как Твардовский отвечает на вопрос, поставленный Некрасовым: «Кому на Руси жить хорошо»? (по поэме «Страна Муравия»)


А.Т. Твардовский продолжает традиции Н.А. Некрасова, объединяя творческое отношение к фольклору с действительностью. «Страна Муравия» сюжетно близка поэме «Кому на Руси жить хорошо». Основная сюжетная линия определяется поиском счастья, герои подобно персонажам русских народных сказок отправляются за чудом. И в той, и в другой поэме крестьянство изображается в сложные исторические периоды, читатель видит Россию глазами мужиков, которым она представляется аграрной крестьянской страной.

Странники Некрасова ищут ответ на вопрос: «Кому живется весело, вольготно на Руси?». Известно, что произведение осталось незаконченным, героев, которые встретились мужикам, трудно назвать счастливыми. Наверное, поэтому, когда вышла из печати «Страна Муравия», было высказано мнение, что она стала ответом на вопрос, который поставил Некрасов в 19 веке. Названия поэм также взаимосвязаны между собой: произведение Некрасова задает вопрос: где найти счастливых, в названии поэмы Твардовского содержится ответ – в стране Муравии.

Главным героем поэмы о коллективизации является крестьянин-середняк Никита Моргунок. Его биография ничем не примечательна. Он родился в крестьянской семье в деревне Васильково, крещён в православной вере, в семнадцать лет женился и стал жить своим хозяйством. Читатель встречается с Моргунком, когда тому исполнилось тридцать восемь лет, у него жена и пятеро детей. Герой видит свое счастье в том, чтобы у него был свой хуторок, никто бы им не командовал, живи, веди хозяйство, «себя лишь уважай». В советской стране, где создаются колхозы, объединяются крестьянские хозяйства, такой возможности у Никиты нет, поэтому он хочет найти страну Муравию, которой не коснулась коллективизация. Моргунок запряг в телегу своего верного Серого, на котором держалась вся его семья, и отправился в путь, чтобы найти свое крестьянское счастье.


Моргунок так же, как и некрасовские герои, встречает разных людей на пути. И в той, и в другой поэме первым попадается путникам поп. В советской стране поп лишился прихода, религии, Богу в новой реальности места не нашлось, да и сам поп веру утратил. В начале поэмы Никита называет его по привычке «отец», в финале произведения, после кражи коня звучит презрительное современное «служитель культа». В советской стране и в царской России попу живется несладко.

Моргунок встречает своего соседа Бугрова, который когда-то был богатым крестьянином, а теперь он сбежал с поселения, и в образе нищего странствует по России. Это несчастный и озлобленный человек, в душе которого не осталось ничего святого. Он украл у Никиты коня и бросил своего малолетнего сына.

У Моргунка в поэме есть «двойник» - паломник, который пошел в Киевскую лавру в последний раз помолиться Богу. Он не дошел до Киева и возвращается домой, смущенный мыслью о том, что Бог сейчас «не у власти». Этот герой напоминает старика-волшебника из народных сказок, который подсказывает герою, как жить дальше. Богомол рассказывает Никите, что страна Муравия была, да быльём поросла, теперь Никита сам должен решить свою судьбу.

Герой не нашел чудесную страну Муравию, о которой мечтал, но он обрел себя как человек, принял окружающий мир как родной дом, вернулся в родной край. К судьбе Никиты применима русская пословица «Где родился, там и пригодился». Страна Муравия находится внутри каждого человека, и у каждого она своя. «Весело, вольготно на Руси» живется тому, кто живет в мире с собой, смог найти свое предназначение, кто знает, для чего живет и добр к людям.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Какие литературные традиции продолжает Твардовский в поэме «Страна Муравия»?
  • Каков идейный смысл поэмы Твардовского «Страна Муравия»?
  • Приметы эпохи в поэме Твардовского «Страна Муравия»
  • Отзыв о поэме Твардовского «Страна Муравия»