Какие жизненные уроки дает нам изучение классики? (по трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери»)


Трагедия «Моцарт и Сальери» Александра Сергеевича Пушкина - мощное психологическое произведение, раскрывающее основу такого чувства, как зависть. Период болдинской осени - самый яркий в творчестве поэта, именно в это время, в 1830 году, на свет появилась названная выше пьеса. Относится она к циклу «Маленьких трагедий», который А.С. Пушкин наполнил только четырьмя произведениями, планировал же написать девять.

В начале девятнадцатого столетия существовал целый культ Моцарта. Поклонники творчества великого композитора интересовались подробностями не только его жизни, но и смерти. А уж сколько об этом ходило легенд! А.С. Пушкин подлил масла в огонь своим произведением, после его издания миф об отравлении гениального композитора оброс подробностями и стал популярен. Значение же имени Сальери наполнилось новым смыслом - «коварный завистник».

Конфликт разума и творчества не нов в литературе, даже можно сказать больше, это извечный сюжет, который был подан в разное время в произведениях разных авторов. Пожилой композитор Сальери добился славы и всеобщего признания долгим и кропотливым трудом. Музыкант видит в своей профессии математику, музыкальные произведения даются ему тяжким трудом. Совершенно иначе подходит к этому вопросу молодой композитор Моцарт. Молодой человек сочиняет музыкальные творения легко, как дышит. Его часто посещает Муза. При этом он радуется жизни, наслаждается ею. Моцарт состоит в приятельских отношениях с Сальери, показывает другу новые сочинения, откровенен с ним в тех вопросах, которые не дают ему покоя, как тот злополучный заказ от таинственного незнакомца в черном.


Совершенно иные чувства испытывает в этом дружеском союзе Сальери. Пожилой музыкант мучится от всепоглощающей зависти. Не придумав ничего лучше, он решает отравить Моцарта, благо и яд у него есть, восемнадцать лет назад его вручила Сальери возлюбленная, разные были ситуации, ни разу он не пригодился, а теперь настал тот момент.

Зависть - разрушительное чувство. Оно не оставляет своего избранника, разъедает его дотла, буквально сводит с ума. Зависть становится движущей силой сюжета. Этот страшный смертный грех толкает уже немолодого мужчину на страшное преступление, с которым ему придется жить. И самое ужасное во всем этом, что Сальери не раскаивается в том, что подсыпал яд в стакан своего молодого и талантливого коллеги Моцарта.

Художественная литература дает читателю несравнимый ни с чем урок. Классика в этом отношении не является исключением. Основная мысль трагедии Александра Сергеевича Пушкина проста, как мир, - оступившись, человек навсегда будет испытывать муки совести, он останется с ней один на один. Проблему, которая лежит в самом человеке, нельзя решить, устранив внешний раздражитель. Дело ведь не в нем, а в тебе самом! Отравленный Моцарт рассуждает о несовместимости гения и злодейства. И в этом он снова превосходит Сальери, ведь тот, совершив умышленное преступление, перестает быть гением.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери»
  • История создания трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери»
  • Актуальность трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери» в наши дни
  • Отзыв о трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери»