Какие приемы народно-поэтической речи встречаются в былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник»?
Былина — это лиро-эпическое произведение, созданное неизвестным автором. Для этого жанра характерны поэтические приемы, свойственные устному народному творчеству. Построение традиционное: зачин, главное содержание, финал. Зачин начинается с того, что богатырь Илья отправляется на службу в Киев. И первый прием, который здесь встречается повторы отдельных слов, фраз и даже больших отрывков.
Нагнано-то силушки черным-черно,
Ай черным-черно, как черна ворона.
Сначала об этом повествуется, когда богатырь оказывается под Черниговом, а второй раз при разговоре с князем Владимиром. Это усиливает художественное восприятие текста.
Самый распространенный прием — постоянные эпитеты. Закрепленные словосочетания слов подчеркивают то или иное качество объекта. Например, «добрый молодец», «уста сахарные», «зелена вина». Для этой же цели служат сравнительные обороты «как черна ворона», «по-соловьиному», «по-звериному».
Уменьшительно-ласкательные формы имен показывают любовь автора к родной земле и людям, которые готовы защищать свою родину от врагов — «стремечко», «ручушки», «цветочки».
Украшают текст различные метафоры — «силушки черным-черно», «гнездышко соловьиное», «травяной мешок».
Чтобы показать, насколько богатырь сильный и храбрый, автор применяет гиперболу. Под Черниговом было собрано огромное войско, но Илья Муромец на коне смог перетоптать и уничтожить эту «силушку». Богатырский конь также отличается сверх способностями: он перемахивает через горы, реки, озера.
Соловей Разбойник также гиперболизирован. Своим свистом он может снести маковки на теремах, «преклонить леса» и даже убить человека.
Обращение — еще одно художественно-выразительное средство, характерное для былины. В зависимости от того, к кому обращается Илья Муромец, меняются интонации и слова. К коню, который спотыкается при звуке соловьиного голоса, богатырь обращается «собака». Показывая уважение к простому народу, говорит «мужички». Особый почет слышен в словах «Славный Владимир стольно-киевский».
Синтаксический параллелизм свойственен именно народной речи. Такой прием показывает мелодичность и яркость образов.
А й у той ли то у Грязи-то у Черноей,
Да у славноей у речки у Смородины,
А й у той ли у березы у покляпыя.
Подробное, детальное описание действий героя подчеркивает особый смысл эпизода. Например, в описании боя с Соловьем разбойником богатырь взял тугой лук, потом натянул тетиву, стрелочку каленую накладывал и только потом стрелял. Это медленное развитие действие позволяет представить яркие картины происходящего.
Не обходится в былине без магии чисел. Часто встречаемое число «три» или кратное этому число, приближают произведению к сказке. Три дочери у соловья, сидит разбойник на девяти дубах.
Особая поэтичность достигается особым былинным стихом, когда в каждой строчке ударение падает на третий слог с конца.
Все эти средства в совокупности создают поэтический настрой, сказочное настроение и яркие образы.