Каким должен быть настоящий учитель? (по рассказу Распутина «Уроки французского»)


Рассказ В.Г. Распутина «Уроки французского» поднимает педагогические вопросы: каким должен быть учитель?

На протяжении всего повествования подчеркивается, что учитель первостепенно должен быть Человеком. Когда рассказчик, которому Лидия Михайловна предлагает поиграть в «замеряшки», с недоумением восклицает «Вы же учительница!», педагог отвечает: «Ну и что? Учительница – так другой человек, что ли?». В этом заключается авторская позиция: учитель – это такой же человек, как и все остальные. У него есть свои внутренние качества, свои увлечения и свои жизненные ценности.

Учитель, конечно, должен хорошо знать преподаваемый школьникам предмет. Однако знать – мало, важно уметь так доносить до учеников информацию, чтобы она их заинтересовала и была понятной. Именно такой была Лидия Михайловна. Она смогла увлечь своим предметом рассказчика, который не понимал смысл изучения французского языка. Благодаря усердию учительницы рассказчик смог добиться успехов в изучении сложного для него предмета.

Настоящий учитель должен хорошо знать детскую психологию. Важно уметь видеть проблемы ребенка и оказывать ему поддержку даже тогда, когда он не просит об этом. Учительница занимается со своим учеником совершенно бесплатно, она ничего не требует взамен. Для нее важна жизнь ребенка и его воспитание.


Учитель должен быть неравнодушным. Это главный критерий. Потому что тот учитель, который отвел урок и ушел домой заниматься собственными делами, не может дать школьникам жизненных уроков, а именно они являются в жизни ребенка главными. Лидия Михайловна, проводя дополнительные занятия, особое внимание уделяет не французскому языку, а жизненным урокам, которые могут пригодиться рассказчику в будущем. Эти уроки действительно пригодились в дальнейшем, и именно они запомнились повествователю.

Лидия Михайловна понимала, что действия директора во многом непедагогичны. Он добивался детских слез и угнетения личности ребенка. Именно поэтому учительница французского не рассказала Василию Андреевичу то, что дети из ее класса играют на деньги. Она понимала, что директор не сможет исправить эту ситуацию, что для школьников все станет только хуже, ведь их могли выгнать из школы.

Лидия Михайловна пытается самостоятельно дойти до истины. Она хочет помочь мальчику-рассказчику и для этого пользуется методами дружбы, а не методами угнетения. Только тот учитель, который видит те проблемы, с которыми сталкиваются школьники, может считаться настоящим. Детские судьбы для него важнее всего остального.

С помощью поступка Лидии Михайловны и отношения к нему рассказчика автор рассказа показывает, что учитель должен быть позитивным, добрым и милосердным. Он должен жертвовать самим собой ради блага детей, которые только встали на свой жизненный путь.

Рассказчик с душевной теплотой вспоминает свою учительницу, которая научила его не только иностранному языку, но и урокам доброты и милосердия. С помощью отношения главного героя к Лидии Михайловне автор хочет донести, что игра в «замеряшки» между персонажами – подвиг, а не преступление, как это оценил директор школы.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Учитель в моей жизни (по рассказу Распутина «Уроки французского»)
  • Каким я вижу современного учителя? (по рассказу Распутина «Уроки французского»)
  • Проблематика рассказа Распутина «Уроки французского»
  • Чему учит рассказ Распутина «Уроки французского»?