Какое значение имеют картины природы в рассказе Чехова «О любви»?


Рассказ А.П. Чехова «О любви» имеет довольно небольшой объем, однако даже в таком небольшом по объему произведении автор уделяет внимание пейзажу.

В рассказе насчитывается лишь две картины природы: в начале повествования и в конце. Это позволяет сказать о кольцевой композиции произведения.

Первая пейзажная картина появляется тогда, когда Алехин рассказал своим гостям об особенностях любви между Пелагеей и Никанором и порассуждал о любви в целом. Картина природы предваряет историю, рассказанную Алехиным. В повествовании говорится о том, что «в окна было видно серое небо и деревья, мокрые от дождя».

Как видим, описание природы занимает всего лишь одно предложение. Однако оно передает настроение центрального персонажа, который становится также рассказчиком истории своей несчастной любви. Хмурая погода наталкивает Алехина на воспоминания о своей любви к Анне Алексеевне. «Серое небо и деревья, мокрые от дождя» – небольшое средство, которое, однако, полностью передает настроение Алехина.

То, что погода перед рассказом истории пасмурная и хмурая, подготавливает читателя к тому, что Алехин будет рассказывать о несчастной любви. Непогода на улице олицетворяет «непогоду» в отношениях между Алехиным и Анной Алексеевной.


Второе описание природы встречается уже в финале рассказа. В повествовании говорится о том, что «дождь перестал и выглянуло солнце». Хорошая погода, а также «прекрасный вид на сад и плес», которыми любовались Буркин и Иван Иваныч, позволяет увидеть другое настроение. А.П. Чехов не оставляет надежды на лучшее. Автор надеется, что рано или поздно личное счастье будет важнее общественных предрассудков.

Картины природы также выступают как противопоставление. Дождливая погода в начале повествования сменяется на солнечную погоду в финале произведения. Это противопоставляется отношениям между Алехиным и Анной Алексеевной. Если в природе дождь сменяется солнцем, то несчастье в отношениях между возлюбленными так и остается несчастьем.

В повествовании говорится о том, что Алехин после рассуждений о любви вел себя так, будто хотел поделиться внутренними переживаниями со своими гостями. И Буркин с Иваном Иванычем стали слушать Алехина не потому, что им действительно этого не хотелось, а потому что на улице была непогода: «в такую погоду некуда было деваться и ничего больше не оставалось, как только рассказывать и слушать».

В самом повествовании отмечается, что «пока Алехин рассказывал, дождь перестал и выглянуло солнце». Буркин и Иван Иваныч могли попрощаться с Алехиным и отправиться по собственным делам, так как дождь закончился. Однако гости не делают этого; вероятно, это связано с тем, что Буркину и Ивану Иванычу действительно хотелось дослушать историю Алехина. Смена погоды помогает продемонстрировать смену эмоций гостей Алехина: от скуки до заинтересованности.

Выслушав историю несчастной любви между Алехиным и Анной Алексеевной, Буркин и Иван Иваныч, как отмечается в повествовании, вышли на балкон, где стали смотреть на сад и плес. В рассказе говорится о том, что гости Алехина любовались «прекрасным видом» «и в то же время жалели», что образованный и добрый Алехин живет в имении, а не занимается наукой или «чем-нибудь другим». Жалели Буркин и Иван Иваныч также Анну Алексеевну, которой пришлось расстаться со своим возлюбленным. Картина природы помогает передать настроение жалости и сочувствия Алехину и Анне Алексеевне. А.П. Чехов не склоняет читателя к упрекам по отношению к нерешительным возлюбленным, он склоняет читателей к сочувствию и к сопереживанию.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Алехина в рассказе Чехова «О любви»
  • Образ Анны Алексеевны в рассказе Чехова «О любви»
  • Образ Лугановича в рассказе Чехова «О любви»
  • Образ Буркина в рассказе Чехова «О любви»