Какова роль романсов в пьесе Островского «Бесприданница»?


В пьесе Александра Николаевича Островского «Бесприданница» присутствуют романсы, которые выполняют определенную идейную функцию. Музыка в произведении является не столько фоном, сколько инструментом передачи чувств Ларисы Огудаловой. С помощью романсов драматургу удалось использовать прием психологизма. Песни помогают раскрыть внутренний мир главной героини, основной любовный конфликт, а также суть драматичной судьбы Ларисы Огудаловой.

С темой романсов тесно связан образ главной героини произведения. Лариса Огудалова умеет играть на фортепиано и на гитаре, а также она отлично поет, что подтверждается текстом художественного произведения. Паратов просит Ларису спеть. Девушка сначала отказывается, но, услышав запрет Карандышева, соглашается.

С мотивами романсов связана цыганская тема, затронутая в пьесе «Бесприданница». На протяжении всего повествования подчеркивается, что Лариса является выходцем из этой среды, для которой музыка имеет огромное значение.


Примечательно, что поет в произведении из центральных персонажей лишь Лариса. Для нее музыка – это способ уйти из реальности, которая отличается своей жестокостью и пошлостью. Не зря А.Н. Островский дает героине имя Лариса, обозначающее «чайка». Она будто стремится улететь от общества, главной ценностью которого являются деньги. В этом Ларисе помогает музыка, в которой она полностью растворяется. Романсы, которые поет Огудалова, являются средством выражения собственного «я». Лариса стремится найти гармонию и душевное спокойствие в песнях, ведь именно этого ей не хватает в реальной жизни.

Впервые Лариса поет, когда разговаривает с собственной матерью. С помощью песни героиня обращается к матери, просит ее пожалеть. В романсе будто отражены все мечты Ларисы, ее жизненные идеалы, к которым она стремится. Форма романса помогает автору обратить внимание читателей на размышления Ларисы, акцентировать на них внимание. Данный романс помогает передать внутренние размышления Ларисы Огудаловой, ее идеалы жизни, а также одиночество героини, ведь девушку не понимает даже собственная мать: главная героиня мечтает о тихой свадьбе и спокойной деревенской жизни, но Харита Игнатьевна не поддерживает эти планы и даже насмехается над ними.

Поет Лариса Огудалова и в финале произведения. На этот раз обращается девушка к своему возлюбленному Паратову, прося «не искушать» ее «без нужды». Данный романс наиболее точно и ярко характеризует отношения между героями. Паратов является своеобразным искусителем Ларисы.

С музыкой главная героиня связана с самого детства. Карандышев постоянно напоминает Ларисе о ее прошлом в цыганском таборе. Значит, музыка для нее значила многое. Со смертью Ларисы умирает и музыка, ведь в городе Бряхимове никто не мог понять сущность музыкального явления. Только Огудалова отличалась от всех жителей города, поэтому А. Н. Островский наделил ее способностью не только ценить музыку, но и говорить с помощью музыки.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Монолог–размышление парохода «Ласточка» о бывшем хозяине Паратове
  • Отзыв о пьесе Островского «Бесприданница»
  • В чем смысл названия пьесы Островского «Бесприданница»?
  • Прощальная письмо Ларисы Огудаловой в пьесе Островского «Бесприданница»