Какова теория Сальери? (по трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери»)


Душа человека - загадка, ее порой так сложно постичь. Многие поэты и писатели пытались проникнуть под покровы тайны. Александр Сергеевич Пушкин - один из тех мастеров, которым прекрасно удавались психологические портреты персонажей.

Замысел цикла «Маленькие трагедии» созревал у поэта ни один год, написал же он эти произведения за несколько дней. Сегодня нас интересует одна из трагедий - «Моцарт и Сальери».

В этом произведении А.С. Пушкин показывает образы двух гениев музыкального искусства, оставивших непревзойденное культурное наследие, - Моцарта и Сальери. Нас же будет интересовать второй из них, пожилой композитор, вступивший на преступный путь под влиянием чувства зависти.


Образ Сальери - обобщенный образ целеустремленного творца, который идет по жизни, руководствуясь собственной теорией. Что же лежит в ее основе? Об этом мы узнаем из монолога Сальери в первой сцене. Старый композитор уверен, что к практике следует идти от теории. Сначала необходимо изучить все азы, отказавшись от забав и развлечений, ведя аскетичный образ жизни, трудясь над этим изо дня в день. И только после того, как прошел этот этап, можно приступать к творчеству по законам «алгебры», которую ты усвоил. Где же здесь полет фантазии? Об этом нет и речи. Творчество для Сальери - кропотливый труд, до совершенства доведенные произведения. Все другие не имеют право на жизнь, они неумолимо сжигаются в огне. Может, поэтому с таким трудом ему даются музыкальные композиции. Нет вдохновения, нет Музы, просто работа, изнурительная и ежедневная.

По этой причине Сальери никак не понять Моцарта. И зависть вызвана именно тем, как молодому композитору легко дается написание гениальных творений.

Но не только теорию творчества мы находим в пьесе А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери». Целый догмат изобретает пожилой композитор, чтобы оправдать убийство молодого коллеги. Сальери считает, что таким способом он спасет общество. Вот появился Моцарт, зажег в сердцах людей эмоции, заставил их чувствовать, а что будет, когда он исчезнет? Что станет со всеми с ними? Сальери считает, что такое влияние вредно. Люди будут страдать, когда погаснет божественный дар Моцарта, так уж лучше это сделать раньше, сейчас. В этой глупой теории нет переживания за людей, здесь слышится один только эгоизм. Сальери волнуется в первую очередь за себя. Только он один испытывает негативные эмоции по отношению к таланту молодого человека, только он сгорает от жгучей зависти. Если раньше он радовался успехам своих друзей, разделял с ними радость побед, то теперь каждое новое произведение Моцарта вызывает в нем новый прилив негативных чувств. Он больше не может жить, как раньше. И в этом вся причина. Рука Сальери не дрожит, когда он высыпает яд в стакан Моцарта. Он уверен в том, что поступает правильно. Он взял на себя роль бога. Но это в корне неверно. Так не должно быть. В произведении А.С. Пушкина Сальери - обычный человек, снедаемый темными чувствами, не способный справиться с собой и идущий на преступление.



Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Моцарта в трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери»
  • Образ Сальери в трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери»
  • Проблема «гения и злодейства» в трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери»
  • Сравнительная характеристика Моцарта и Сальери (по трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери»)