Каковы цели и средства сатиры в комедии Фонвизина «Недоросль»?


Комедия Фонвизина «Недоросль» - это отображение пороков современного автору общества при помощи сатиры. Разоблачающий юмор помогает читателям понять, кто из героев заслуживает осуждения или насмешки. Фонвизин собрал галерею образов в пьесе из представителей разных социальных слоев: дворяне, слуги, офицеры, чиновники, учителя. По этой причине комедия стала первой в истории социально-политической драмой.

В центре событий – семейство Простаковых: госпожа Простакова, Скотинин, Митрофан. Именно эти герои изображены сатирически. Автор использует разные средства сатиры с целью уличить героев в их невежестве и низменности.

Во-первых, это «говорящие имена и фамилии». Простакова живет по принципу «чем проще – тем лучше». Она не имеет образования и не хочет ничему обучаться, для нее важна лишь власть. При своем ограниченном уме, героиня пытается управлять другими. И делает все не по уму, а примитивно жестоко и несправедливо. Не разбираясь в ситуации, она «на всякий случай» бранит Тришку и бьет няньку. Автор наиболее ярко дает характеристику героини через ее речь. К слугам она обращается грубо и резко: «воры, канальи, болван». К сыну говорит очень ласково: «друг мой сердешный, душенька». К высокопоставленным гостям обращается уважительно: «милости просим…» Из этого можно понять, что Простакова хоть и простая, но хитрая. Она умеет приспосабливаться, как хамелеон, что характеризирует ее, как человека без моральных принципов.


Тарас Скотинин – тоже яркий сатирический образ в комедии. Он приходится братом Простаковой. Но настоящих родственных чувств между ними нет. Каждый пытается использовать другого в личных интересах. Когда Скотинин узнал о наследстве Софьи, то попросил сестру помочь ему жениться на девушке. Цель женитьбы была смехотворной: скотный двор. Скотинин уж очень любил свиней, и хотел их иметь много. Ирония автора не ускользает от читателя в характеристике героя.

Митрофан – один из главных героев комедии, центральная фигура, потому как именно он является недорослем. Его имя буквально означает «явленный матерью», подобный. Герой и правда перенимает многое от Простаковой: невежество, примитивность, жестокость. Но подобность не означает духовную близость. Мы это видим в конце пьесы, когда Митрофан отвергает Простакову, которая потеряла власть в имении.

Манера речи Митрофана выдает в нем наглого глупого невежду. Но он пока не личность, а плод злонравия.

Важный прием сатиры в произведении – «зоологизация». Скотинин испытывает любовь только к свиньям. Вральман говорит, что жил с семьей Простаковых, как «с лошатками». Так автор подчеркивает животную низменность негативных персонажей в комедии, которые, к сожалению, были типичными для российского общества 18 века.

Денис Фонвизин отражал в произведениях актуальные проблемы, часто использовал сатиру как средство разоблачения пороков.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Как название комедии Фонвизина «Недоросль» связано с ее проблематикой?
  • Почему комедию Фонвизина «Недоросль» называют «комедией воспитания»?
  • Какой смысл вкладывает автор в понятие «злонравные невежды»? (по комедии Фонвизина «Недоросль»)
  • Каково значение последнего явления в комедии Фонвизина «Недоросль»?