Какой смысл вкладывает Искандер в название рассказа «13 подвиг Геракла»?


Поучительный рассказ Искандера «13 подвиг Геракла» носит название, связанное с Древней Грецией, но содержание погружает читателя совершенно в другое место и время действия — советскую школу в начале Великой Отечественной войны. Так почему же писатель дает своему произведению именно это название?

Геракл — это герой, который совершил двенадцать подвигов. Сын Бога и женщины обладал неимоверной силой и храбростью. Именно с этим персонажем сравнивает учитель математики своего ученика.

Рассказ в юмористическом тоне рассказывает о детях, которым посчастливилось учиться у Харлампия Диогеновича, грека по происхождению. Этот мудрый преподаватель с помощью смеха закалял лукавые детские души. Его отчество схоже с именем философа Диогена. Этим Искандер хотел сказать, насколько рассудительным и умным был этот преподаватель. Ведь он сразу же догадался о том, что пятиклассник не решил задачу, что он специально выигрывает время, когда просит проводить врача в другой класс.

Поучительная история, которая произошла с главным героем произведения, научила его быть честным и справедливым. Ученик 5 «б» класса не выполнил домашнее задание по математике, но вместо того, чтобы признаться в этом, решил пойти на хитрость. Бесстрашный малярик говорит медицинским работникам, что прививки необходимо сделать именно их классу, так как потом ученикам нужно идти в музей.


Мальчик не задумывается о том, что совершает дурной поступок, что, боясь двойки, срывает урок. Он идет на поводу у своего страха. Ему кажется, что он совершает подвиг, спасая одноклассника Авдеенко от двойки.

Малярик подумал, что его безнравственное поведение осталось незамеченным. И действительно, если бы так случилось, мальчик решил бы, что в дальнейшем можно использовать нечестный путь решения проблем. Но математик не может оставить такой поступок без внимания. До конца урока оставалось всего несколько минут. Спокойно перебирая чётки, Харлампий Диогенович начинает рассказывать миф о том, что какой-то человек задумал переписать историю и совершить тринадцатый подвиг Геракла. Всем становится понятно, что это совсем не подвиг, а что-то другое, не заслуживающее уважения. И тут всё внимание учителя обращается на бесстрашного малярика. Пятиклассник оказывается у доски и ждет спасительного звонка.

Преподавателю понадобилось мало времени, чтобы высмеять поступок пятиклассника. Теперь, по происшествии времени, уже взрослый мужчина, благодарностью вспоминает урок данный учителем. Причем этот урок усвоили все дети, совершенно разные по внешности и характеру: отличники, двоечники, тихони.

Искандер считал, что юмор — это прививка, которую нужно сделать в детстве, тогда в будущем можно не бояться того, что кто-то сможет сбить тебя с истинного пути. Именно поэтому рассказ «13 подвиг Геракла» изучается в школе. Сегодняшние мальчишки и девчонки на примере этого ученика должны понять разницу между двенадцатью подвигами Геракла и тринадцатым трусливым поступком пятиклассника.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Сравнительная характеристика Шурика, Сахарова и Алика (по рассказу Искандера «13 подвиг Геракла»)
  • Юмор в рассказе Искандера «13 подвиг Геракла»
  • «Юмор делает серьезное ещё более серьёзным» (по рассказу Искандера «13 подвиг Геракла»)
  • Анализ рассказа Искандера «13 подвиг Геракла»