Калинов как «сборный город» (по пьесе Островского «Гроза»)


Н.В. Гоголь по поводу места действия комедии «Ревизор» говорил, что это «сборный город». Таким же понятием можно назвать Калинов – место действия драмы А.Н. Островского «Гроза». Автор с помощью образа Калинова продемонстрировал Россию того времени. Калинов – это типичный российский город второй половины 19 века. А.Н. Островскому удалось реалистично продемонстрировать борьбу старых порядков с только зарождающимися явлениями.

Калинов – это, по характеристике критика Н.А. Добролюбова, «темное царство». Большинство жителей Калинова уважают старые порядки или просто подчиняются им, даже не пытаясь восстать против них и преобразовать общество. Кулигин дает Калинову следующую характеристику: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!».

Сборным городом Калинов можно назвать, потому что в произведении представлены разные слои населения: богатые и бедные. Богатые люди имеют не только деньги, но и власть; бедные люди вынуждены страдать и терпеть самодурство богатых и влиятельных людей. Кулигин дает по этому поводу такую характеристику: «А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтоб на его труды даровые еще больше денег наживать».

Город Калинов делится на несколько слоев: самодуры-тираны, смирившиеся, приспособившиеся и борющиеся.


К самодурам относятся Кабаниха и Дикой. Они подчиняются старым порядкам и требуют от остальных этого же подчинения. Кабаниха и Дикой привыкли к тому, что старших уважают, поэтому они делают все возможное, чтобы их уважали. Однако методы у них тиранические. Кабаниха и Дикой подчиняют своей воле близких и родных людей.

К смирившимся людям относятся Тихон и Борис. Тихон полностью подчиняется матери, делает абсолютно все, что она скажет, даже если внутренне не хочет этого делать. Борис подчиняется любой прихоти своего дяди Дикого, выполняет все, что он хочет, чтобы получить наследство. Перед Борисом есть и другие пути, он спокойно мог уехать вместе с Катериной, однако его ответ и решение подчиниться воле Дикого говорят о том, что он смирился со сложившейся ситуацией и даже не готов бороться с ней.

К приспособившимся относятся Варвара и Кудряш. Варвара сама признается в том, что жизнь с матерью ее научила обману. Варвара явно не противится указам матери, но в тайне от нее делает все, что ей хочется. Варвара не выходит на явный протест, потому что она научилась из любой ситуации находить собственную выгоду. Кудряш также умеет приспосабливаться: с грубым Диким он разговаривает также грубо. Кудряш привык жить в соответствии с принципом «шито-крыто».

Особое место занимает образ Кулигина, который хочет преобразовать город Калинов, вывести его на новый уровень. Но из-за того, что окружающие люди не понимают Кулигина, он не может ничего сделать. Его деятельность нельзя назвать борьбой, хотя он и смотрит в ту же сторону, что и Катерина.

К борющемуся слою относится лишь Катерина, которая не готова мириться с тем, с чем ей пришлось столкнуться, когда она вышла замуж за Тихона и оказалась в городе Калинове. Катерина не готова прощаться со своей свободой, ей трудно жить в среде, которая ограничивает ее и ее чувства.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Актуальное и вечное в пьесе Островского «Гроза»
  • Спор о «Грозе» Островского (Н. Добролюбов, Д. Писарев, А. Григорьев, П. Мельников-Печерский)
  • Проблематика пьесы Островского «Гроза»
  • «Свои» и «чужие» в городе Калинове (по пьесе Островского «Гроза»)