Каратаевщина (по роману Толстого «Война и мир»)


«Каратаевщина» - термин, который появился благодаря роману Л.Н. Толстого «Война и мир». Сегодня понятие имеет место в литературоведении и философии. Особый резонанс «каратаевщина» получила во времена СССР.

В романе «Война и мир» Лев Николаевич создал образ второстепенного героя Платона Каратаева, фамилия которого и стала основой для указанного термина. Платон Каратаев – простодушный крестьянин, который руководствуется философией «как Бог даст, так и будет». Естественный образ жизни мужчины и его простодушие отображаются на внешности, манерах, отношении к окружающим. Лев Николаевич дает мужику лаконичную, но оригинальную характеристику: в Платоне «чувствовалось что-то приятное, успокоительное и круглое», вся фигура его была круглая.

При помощи незатейливого эпитета "круглый" автор романа «Война и мир» отображает и внутренний мир персонажа. У Платона приятный голос, а в разговоре он употребляет множество уменьшительно-ласкательных слов. Все это очень гармонично сочетается с его «круглотой». Как и большинство крестьян, Каратаев некогда не сидел без дела. Он непринужденно брался за любую работу, плавно переходил от занятия к занятию: «пока одна рука вешала бечевку, другая уже принималась разматывать другую ногу».


Этот простой, ничем не примечательный крестьянин смог изменить жизнь Пьера Безухова. Молодой аристократ встречается с Платоном Каратаевым в то время, когда переживает душевный кризис. Мужчина своим отношением к жизни помогает душе Пьера возродиться, обрести гармонию. После разговоров с Платоном Безухов чувствует удивительную легкость. Откуда у Каратаева дар исцелять человеческие души?

Все просто Платон не знает, что такое эгоизм, самолюбие, жаждет славы, он живет для других. Мужчина смиренно принимает удары жизни, покоряется Божьей воле. Можно сказать, что он является фаталистом. В этих чертах, по мнению Льва Николаевича, отобразилась мудрость народной философии. Некоторые исследователи отмечают, что мировозрение Платона Каратаева очень близко законам буддизма.

Интересно и отношение героя к войне с французами. Он не сокрушается над смертями и болью, ведь и здесь считает, что все происходит так, как должно быть.

Такое отношение к происходящему нельзя назвать полностью плохим или, наоборот идеальным. Тем не менее, во времена Советского союза каратаевщину осуждали и критиковали за пассивность и излишнюю смиренность. Несмотря на критику, каратаевщина распространилась в русской литературе. Например, в творчестве Солженицына ее можно рассматривать на примере образа Шухова.

В словарях, выданных во времена СССР, толкование «каратаевщины» остается с негативным оттенком. Тем не менее, в современном литературоведении и философии понемногу отходят от негативного значения термина. Если рассматривать образ Платона Каратаева глубже, учитывать влияние этого героя на других персонажей, можно выявить как негативные, так и позитивные стороны героя и «каратаевщины».




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Смысл названия романа Толстого «Война и мир»
  • Жанровое своеобразие романа Толстого «Война и мир»
  • История создания романа Толстого «Война и мир»
  • Пьер в плену (анализ эпизода из романа Толстого «Война и мир»)