«Ключик» (анализ главы повести Толстого «Отрочество»)


Глава «Ключик» является двенадцатой по счету в повести Льва Николаевича Толстого «Отрочество». В ней рассказчик и участник событий Николенька Иртеньев рассказывает о том, как он попытался открыть портфель отца, сломав при этом ключик.

Основными участниками события стали Николенька Иртеньев и его отец. Внесценическими персонажами, о которых лишь упоминается в размышлениях центрального персонажа, являются гувернантка Мими, гувернер St.-Jérôme и именинница Любочка. Во всем произведении эти герои являются второстепенными.

Глава «Ключик» начинается с того, что отец Николеньки, пребывав в хорошем расположении духа, попросил своего сына сходить в его комнату за бонбоньеркой с конфетами. Заканчивается эпизод словами «чему быть, тому не миновать», произнесенными Николенькой, который сломал маленький ключик отца, без спросу пытаясь открыть портфель.

В данной главе демонстрируется любопытство и непоседливость центрального персонажа, его желание найти тайну, открыв отцовский портфель. Причем Николенька не понимает того, что написано в бумагах, которые он видит, так как неосознанно главным для него было «детское чувство безусловного уважения ко всем старшим».


Конфликт, лежащий в основе эпизода, связан с внутренним миром Николеньки Иртеньева. Оказавшись в комнате отца, герой забывает о наказании отца ничего не трогать. Любопытство побеждает, и Николенька открывает отцовский портфель, рассматривая бумаги, находящиеся в нем. Николенька признается в том, что ему было в тот момент стыдно и неловко. Именно эти чувства стали причиной волнения Николеньки, который оставляет сломанную половину ключа в портфеле.

В главе «Ключик» особое внимание уделяется описанию чувств и эмоций Николеньки Иртеньева. Чувство любопытства возобладало над голосом совести, когда герой только вошел в комнату. Но чувства стыда и неловкости, которые Николенька испытывает после рассмотрения содержимого портфеля, приводят к волнению и испытанию «всевозможных несчастий». Рассказчик понимает, что это его третий прокол за день, что к вечеру он будет наказан. Герой называет этот день «достопамятным». Однако Николенька приходит к взрослому выводу: «Чему быть, тому не миновать». Как отмечает сам рассказчик, это «фаталистическое изречение» в дальнейшем производило на Николеньку «благотворное» влияние.

Данный эпизод можно разбить на завязку – отцовская просьба сходить за подарком, развитие действия – любопытство Николеньки, кульминацию – осознание того, что ключик сломан, развязку – возвращение Николеньки в зал к отцу.

Глава «Ключик» важна в композиции всего произведения. Здесь подчеркивается то, что Николенька – настоящий ребенок, непоседливый и любопытный. Однако принятие взрослого решения уже говорит о том, что Николенька взрослеет и становится умнее. На переход в другую стадию взросления говорит и то, что Николенька все-таки не признается отцу в совершенном «преступлении», а ждет, когда тот сам увидит его баловство.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Сравнительная характеристика Николеньки и Володи
  • «Смерть бабушки» (анализ главы повести Толстого «Отрочество»)
  • «Дробь» (анализ главы повести Толстого «Отрочество»)
  • «Приятели Володи» (анализ главы повести Толстого «Отрочество»)