«Кодекс чести» Нехлюдова (по роману Толстого «Воскресение»)


Образ Дмитрия Нехлюдова, главного героя романа Л.Н. Толстого «Воскресение» неоднозначный. На протяжении произведения читатель наблюдает за изменениями характера, поведения, взглядов мужчины. В первых главах перед нами невинный юноша, служба превращает его в мужчину с животными инстинктами, а встреча с Катюшей в суде ведет к покаянию. В таких условиях формируется «кодекс чести» Нехлюдова.

В девятнадцать лет Нехлюдов «был вполне невинный юноша». Он тогда учился на третьем курсе университета, прочел «Социальную статику» Спенсера. Тогда он познал всю несправедливость социального землевладения. Далее он познакомится с трудами Генри Джорджа и решит передать земли крестьянам. Таким образом, одним из пунктов Нехлюдовского «кодекса чести» была справедливость в земельных вопросах. Дмитрий Иванович был уверен, что земля не может принадлежать одному человеку, ведь она – собственность всех людей.

Вторым пунктом «кодекса чести» героя является его отношение к женщинам. Будучи невинным юношей, Нехлюдов воспринимал женщин как нечто возвышенное. Солдатская служба изменила его отношение. Представительницы слабого пола стали для Дмитрия источником наслаждения. Тем не менее, Дмитрий не мог «вести двойную игру». Например, все считали, что он должен жениться на Корчагиной. Мисси подводила к этому. Нехлюдов же не мог сделать шаг к браку: у него были связи с замужней женщиной. Он считал, что брак с Корчагиной не возможен, пока эта связь не будет разорвана.


Очень важно для Дмитрия было сдерживать своё слово. Об этом свидетельствует множество ситуаций, описанных в романе. Нехлюдов пообещал самому себе, что женится на Масловой. Были моменты, когда он колебался, но от своего решения он не отступал. Мужчина давал обещание Катюше, Вере Богодуховской помочь заключенным. И он сдержал свое слово, как бы не было тяжело найти тех, кто окажет такую помощь. Нехлюдов решил отказаться от богатства и следовать за Катюшей в места ссылки. Он сдержал и это слово, в первую очередь, перед собой.

Побывав в суде, в тюрьмах, в бедных деревенских домиках, Нехлюдов поменял свое мнение о представителях высшего сословия. Теперь лживые, двуличные, напыщенные и эгоистичные чиновники, генералы стали ему противны. Ужин у Корчагиных после изменений во взглядах вызвал только отвратительные ощущения. Совесть, внутренние ощущения не позволяли Дмитрию дальше оставаться в этих кругах. Политические заключенные, люди из народа теперь стали для него ближе. Делом чести считал Нехлюдов помочь им.

Таким образом, «кодекс чести» Нехлюдова из романа Л.Н. Толстого «Воскресение» основан на справедливости, поступках, которые не противоречат совести, умении держать слово. Да, были моменты, когда герой отступал от этого кодекса или был на грани, чтобы отступить, но по большей мере придерживался пунктов, которые сам для себя установил. В конце романа видим, как Нехлюдов находит ответы на тревожащие его вопросы в Евангелии. И мы понимаем, что святое письмо повлияет на «кодекс чести» героя.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Кто воскрес в романе Толстого «Воскресение»? (по реферату критика Н.Н. Соколова)
  • Воскресение Катюши Масловой (по роману Толстого «Воскресение»)
  • Воскресение Нехлюдова (по роману Толстого «Воскресение»)
  • Отзыв о романе Толстого «Воскресение»