Когда за окнами - другая жизнь… (по пьесе Чехова «Вишневый сад»)


В пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад» особое место занимает образ окна. Автор показывает, что помещики Раневская и Гаев, являясь представителями прошлого, смотрят в окно, вспоминая свою прошлую жизнь, к которой они привыкли и от которой они не хотят отказываться.

В начале первого действия говорится о месте действия и обстановке. Автор подчеркивает, что окна в комнате закрыты. Во время разговора между встретившимися после разлуки персонажами Варя «тихо отворяет окно» и предлагает Раневской взглянуть на «чудесные деревья». Тут же Гаев «отворяет другое окно» и замечает, что «сад весь белый». Гаев спрашивает у своей сестры Раневской, не забыла ли она «длинную аллею». Раневская, смотря в окно на сад, вспоминает свое детство и говорит, что вишневый сад нисколько не изменился. Глядя в окно, Раневская вспоминает, как в детстве она также глядела в окно, и вместе с ней каждое утро просыпалось счастье. Раневская восхищается вишневым садом, который символизирует ее прошлое, путь и не самое счастливое. Смотрящей в окно Раневской кажется, будто по саду в белом платье идет ее покойная мама.


А.П. Чехов показывает, что Гаев и в особенности Раневская не просто вспоминают прошлое, они живут им. В пьесе постоянно подчеркивается мысль о быстротечности времени, но помещики не могут понять, что время идет и вместе с ним меняются общество и его принципы. Раневская и Гаев не способны увидеть, что общественные принципы изменились, что жизнь окружающих людей претерпела изменения. Находясь в условиях изменяющегося общества, Раневская и Гаев живут прежней жизнью. Раневская сорит денежными средствами, потому что привыкла к этому, она не может избавиться от этой привычки, потому что не задумывается над тем, что отсутствие денежных средств – не временное явление, после которого все вернется обратно.

Заложником имения является и восьмидесятисемилетний слуга Фирс. Он не понимает, что за окнами находится другая жизнь, которая отличается от его представлений о привычных общественных принципах. Считая отмену крепостного права настоящей трагедией, Фирс живет так, как жил до отмены крепостного права, хотя с этого события прошло много времени: Фирс самостоятельно отказывается от свободы и посвящает себя служению господам. Фирс вспоминает о том, как сорок-пятьдесят лет назад мочили, мариновали вишню, делали из нее варенье, а сушенную вишню отправляли на продажу в Москву и Харьков, однако отмечает Фирс и то, что способ сушения вишни уже забыли, что вновь подчеркивает, что реальная действительность отличается от прошлого и представлений о жизни представителей прошлого.

Во время сборов Гаев вспоминает следующий эпизод из прошлого: «Помню, когда мне было шесть лет, в Троицын день я сидел на этом окне и смотрел, как мой отец шел в церковь». Раневская, тяжело прощаясь с имением, хочет «в последний раз взглянуть на стены, на окна», в последний раз побыть в комнате, по которой любила ходить ее мать. Все это показывает, что Раневская и Гаев, лишившись имения, не смогут найти себе место в настоящем, что они продолжат жить прошлым.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Проблема счастья в пьесе Чехова «Вишневый сад»
  • «На краю обрыва в будущее» (по пьесе Чехова «Вишневый сад»)
  • Будущее в представлении чеховских героев (по пьесе Чехова «Вишневый сад»)
  • Если бы сад не продали?.. (по пьесе Чехова «Вишневый сад»)