Композиция летописи «Житие Преподобного Сергия Радонежского»


«Житие Преподобного Сергия Радонежского» было написано после его смерти монахом Троице-Сергиевой Лавры Епифанием Премудрым. Жанр произведения предполагает не только рассказ о жизненном пути святого, но и религиозное поучение. Построение летописи стандартно для такого рода литературы.

Введение передает размышления автора о возможности написаний жития, о том, достоин ли он, обычный инок, излагать события судьбы такого великого человека как Сергий. В результате, спросив совета у старцев и попросив божьей помощи, Епифаний решает приступить к работе над текстом.

Житие имеет классическую композицию. Начинается повествование с детства и юности героя. В этих главах раскрывается божественное предназначение младенца еще до появления его на свет. Во время церковной службы ребенок, находясь в утробе матери, трижды прокричал. Чистая, богопочитаемая натура проявляется в мальчике с первых минут жизни. Он отказывается от молока матери, которая ела мясо, не питается по средам и пятницам, строго соблюдая пост. Здесь же идет речь о том, как мальчик научился читать. Это тоже было божественное провидение, так как никто не мог научить ребенка читать. И только святой старец свершил чудо, после которого Варфоломей овладел тайной чтения.

Центральные главы постепенно передают путь становления Сергия, его нравственные принципы и идеалы. Постоянно, в каждой главе, говорится о том, что инок почитал Бога и хотел приблизиться к нему. Он молился и вел аскетичный образ жизни. Каждый отдельный эпизод оформлен как отдельная глава, которая может быть совершенно разной по объему. Значимые события расписываются подробно. Одно из таких — разговор Дмитрия Донского и Сергия Радонежского перед Куликовской битвой. Из беседы понятно, что князь сомневается в победе и не решается наступать. Старец же видит будущее и убеждает Дмитрия начать сражение. Действительно, Дмитрий Донской побеждает и в честь этого возводит новый монастырь.


Третья часть композиции — финал, который описывает смерть Сергия Радонежского. Это одна из самых больших по объему глав. В ней подробно рассказывается о подготовке старца в мир иной. Затем сама смерть и погребение.

Послесловие характеризует святого с самой лучшей стороны. Опять говорится о его кротости, смирении, доброте, провидении. В тексте появляются эпизоды, в которых проявляются посмертные чудеса Сергия.

Много глав посвящено основанию монастырей и назначению в них игуменов. Всего Сергием Радонежским и его учениками было построено 40 монастырей, главами которых становились лучшие люди того времени.

Можно отметить высокую художественную ценность произведения. При описании Сергия, его качеств, чувствуется особый лиризм, музыкальность. Автор как будто сплетает слова в узоры, используя повторы слов, единое начало предложений, контекстные синонимы.

«Житие Преподобного Сергия Радонежского» — уникальный памятник древнерусской литературы, построенный по классическим канонам жизнеописания святых.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ летописи «Житие Преподобного Сергия Радонежского»
  • Чему учит летопись «Житие Преподобного Сергия Радонежского»?
  • Отзыв о летописи «Житие Преподобного Сергия Радонежского»
  • Цитатный план летописи «Житие Преподобного Сергия Радонежского»