Композиция поэмы Маяковского «Про это»


Как и многие другие произведения В. Маяковского, поэма «Про это» отличается сложной композицией. Организация текста ‒ один из инструментов, помогающий поэту акцентировать внимание на самом главном, реализовать идейное звучание.

Поэма состоит из четырех частей. Она начинается вступлением, которое можно назвать прологом. Его поэт красноречиво назвал «Про что ‒ про это». Эта часть полностью посвящена рассуждениям о теме любви. Поэт будто бы загадывает читателям загадку, описывая эту тему. Таким образом, мы можем сложить первое впечатление об отношении В. Маяковского к теме любви. Заканчивается вступление троеточием, которое скрывает слово «любовь».

Во второй части, названной «Баллада Редингской тюрьмы», автор переходит к рассказу про основные события. Начинается вторая часть эпиграфом ‒ строками из поэмы В. Маяковского «Человек». Позже узнаем, что эта поэма сыграла важную роль в судьбе лирического героя, который является автобиографичным. Во второй части автор начинает делить текст на отрывки, давая им названия, которые соответствуют содержанию. Часто эти названия ироничные или наполнены какими-то эмоциями автора. Такие названия есть в последующих трех частях.

Третью часть В. Маяковский не дополнил эпиграфом. Если в первой части проглядывается мотив «затворничества», то во второй ‒ мотив «пути»: лирический герой бродит по московским улочкам, пытаясь найти того, кто поможет ему спасти человека на мосту, то есть его самого.


Завершается поэма В. Маяковского «Про это» своеобразным эпилогом «Прошение на имя…». В нем поэт рассказывает о том, как представляет будущее.

Все части связанны между собой не только темой любви, но и образом лирического героя. Во вступительной части он практически не проявляет себя. Но последующие части дают понять, что это лирический герой говорил о любви. Вторая, третья и четвертая части также связаны образом человека на мосту.

Особенностью жанра поэмы является наличие сюжета. Стоит рассмотреть сюжетные элементы. Экспозиция - рассуждения о теме любви, рассказ «О балладе и о балладах», о двух возлюбленных. Завязка ‒ телефонный звонок лирического героя возлюбленной, упоминание о человеке на мосте. Развитие событий ‒ «путешествие» по московским улочкам в попытке найти тех, кто помогут освободить человека на мосте. Кульминация ‒ озарение лирического героя, его понимание, что он должен расплатиться за всех. Развязка ¬- надежды лирического героя на то, что его воскресят и на возможность жить в другом обществе. Сюжет развивается последовательно, соответствует формальной организации произведения.

Таким образом, сложная, на первый взгляд, композиция, оказывается четко организованным текстом. Такая организация позволяет читателю лучше воспринять то, что пытался донести автор. Читая поэму, важно обращать внимание на эпиграф, название частей и отрывков произведения.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ поэмы Маяковского «Про это»
  • Образ лирического героя в поэме Маяковского «Про это»
  • История создания поэмы Маяковского «Про это»
  • Тема любви в поэме Маяковского «Про это»