Композиция повести Распутина «Последний срок»


Повесть В. Распутина «Последний срок» имеет необычную композицию. Сюжетная линия, связанная с приездом четверых детей к своей умирающей матери Анны, затрагивает три дня. Однако временные рамки не ограничиваются таким промежутком. Читатель узнает о жизни самой Анны и о жизни ее детей благодаря воспоминаниям и размышлениям персонажей. Автор использует прием ретроспекции, который позволяет показать не только настоящее, но и прошлое основных героев повести «Последний срок».

Произведение делится на одиннадцать частей.

Первая часть повествует о том, как дети приехали к матери, находящейся на грани жизни и смерти, после того, как получили телеграммы от своего брата Михаила. В этой части завязывается конфликт всего произведения, а также заявляется тема отцов и детей. Читатели знакомятся с основными чертами Михаила, Варвары, Люси и Ильи – детей Анны.

Во второй части давно не встречающиеся вместе дети вспоминают свое детство и молодость, проведенные в деревне. Здесь уже назревают конфликты между детьми. Герои рассуждают о том, что день смерти матери совсем близок.

Третья часть посвящена «чуду», которое произошло с Анной: она буквально возродилась, чтобы перед смертью увидеть своих детей. Конфликты между детьми усиливают свое значение в повести.

Четверная часть рассказывает о том, как Анна приходила в себя после долгого сна. Повествование замедляется.


В пятой части уделяется внимание распитию сыновьями Анны алкоголя. В данной части раскрываются образы Михаила и Ильи.

Шестая часть посвящена Люсе, ее размышлениям и воспоминаниям.

В седьмой части рассказывается о том, что к Анне приходит ее подруга, с которой они дружат с детства, – Мирониха. Раскрывается ее образ, который имеет большое значение для раскрытия смысла всего произведения. Жизнь Анны типична: дети часто забывают своих родителей и вспоминают о них только при смерти.

Восьмая часть вновь посвящена пьянке Михаила и Ильи, к которым присоединяется сосед младшего брата. Повествование вновь замедляется.

В девятой части повести рассказывается о том, как Анна ждала свою младшую дочь Таньчору. Раскрывается образ дочери, которая на протяжении всего повествования не появляется как действующий герой. Помимо этого, в этой части конфликт между героями достигает своего предела, обстановка в семье накаляется.

Десятая часть говорит о «дружбе» старухи Анны со смертью. Здесь в наибольшей степени раскрывается образ смерти, который идет с главной героиней на протяжении всей повести.

Одиннадцатая часть важна в композиционном плане. Здесь до конца раскрываются образы детей: становится ясно, что Михаил не отправлял Татьяне телеграмму, поэтому неизвестно, почему она не приехала к матери. Доказывается мысль о некрепкой семейной связи, так как Люся, Илья и Варвара уезжают от матери, которая вскоре умирает.

Наблюдается кольцевая композиция (дети приезжают – дети уезжают). Повествование обрывается смертью главной героини, читатель самостоятельно думает о том, как будет продолжаться история семьи Анны.

Важными композиционными элементами в повести являются сон и письма. Сон Варвары помогает в раскрытии ее образа (грязь во сне как символ грязи в реальной жизни). Письма помогают в раскрытии образов Люси, Ильи, Таньчоры, Михаила и Анны.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Проблемы «отцов и детей» в повести Распутина «Последний срок»
  • Отзыв о повести Распутина «Последний срок»
  • Тема сострадания и милосердия в повести Распутина «Последний срок»
  • Письма к матери в повести Распутина «Последний срок»