Композиция рассказа Чехова «Человек в футляре»


Особенность рассказов «маленькой трилогии» А.П. Чехова в том, что их герои рассказывают друг другу поучительные истории. Этим замыслом и объясняются особенности композиции. «Человек в футляре» – рассказ в рассказе. Такая организация текста не нова для литературы, вспомним, например, произведение Дж. Боккаччо «Декамерон».

В начале рассказа Антон Павлович знакомит нас с двумя друзьями-охотниками – Буркиным и Чимшой-Гималайским. Они остановились на ночлег на краю села Мироносицкого. Разговаривая, мужчины вспомнили о Мавре – женщине, прожившей всю свою жизнь в семье. У Буркина невольно возникли воспоминания о коллеге. Он начал рассказывать о жизни странного учителя древнегреческого языка Беликове. В центре повествования странности Беликова и его неудачная женитьба.

Рассказ Буркина подталкивает Ивана Ивановича Чимшу-Гималайского к раздумьям над жизнью в футляре, которыми и заканчивается произведение А.П. Чехова. Посредством размышлений писатель выразил свое мнение о современном ему обществе.

Эпизоды, которые не входят в рассказ Буркина про учителя древнегреческого языка, являются своеобразным обрамлением, которое, впрочем, также играет важную роль в донесении идеи. И в рассказе-обрамлении и в центральном рассказе можно выделить элементы сюжета.


В рассказе-обрамлении они следующие. Экспозиция – лаконичное вступление про охотников, которые остановились на ночлег. Завязка – воспоминание о Мавре. Развитие событий – рассказ Буркина о Беликове. Ярко выраженной кульминации нет. Развязка – размышления Чимши-Гималайского жизни в футляре.

В истории Беликова можно выделить такие сюжетные элементы. Экспозиция – описание внешности и основных черт характера учителя древнегреческого языка. Завязка – в гимназию приезжает работать Михаил Коваленко, Беликов знакомится с его сестрой Варенькой. Развитие событий – Беликов ухаживает за Варварой Саввишной, учителя хотят их поженить. Кульминация – неприятный разговор Коваленко и Беликова, который заканчивается скандалом. Развязка – смерть Беликова.

Несюжетных элементов в рассказе немного, поэтому события развиваются динамично. Преобладают портретные зарисовки, которые служат средством психологизма. Автор лаконично описывает внешность Михаила и Вареньки Коваленко, гораздо больше внимания уделяет портрету Беликова. Для того чтобы полно раскрыть характер учителя древнегреческого языка, Антон Павлович использует интерьер.

Особенность системы образов рассказа А.П. Чехова – разделение героев на «футлярных» и «нефутлярных» людей. К первым относятся Беликов и учителя гимназии, ко вторым – Коваленки, которые задыхаются от жизни в чехле. Эта особенность также способствует донесению идеи.

Таким образом, композиция рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре» оригинальна, но не новая для литературы Чеховского времени. Особенности организации текста подчинены идеи и основной мысли.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Смысл названия рассказа Чехова «Человек в футляре»
  • История несостоявшейся женитьбы и ее роль в рассказе Чехова «Человек в футляре»
  • Чему учит рассказ Чехова «Человек в футляре»?
  • «Футлярные» люди в рассказе Чехова «Человек в футляре»