Композиция рассказа Лескова «Тупейный художник»


Композиция рассказа Николая Семеновича Лескова «Тупейный художник» оригинальная и отличается от других произведений автора. Посмотрим же, в чем ее особенности.

В произведении есть подзаголовок – рассказ на могиле. А дальше обозначено и посвящение – данное произведение адресовано святой памяти дня отмены крепостного права, благословенного дня 19 февраля 1861 года.

Сам же рассказ представляет собой описание жизни в крепостном театре графа Каменского в городе Орле.

В произведении 19 глав, каждая из которых содержит отдельную микротему, легко встраиваемую в общий контекст. В первой части автор рассуждает о значении слова «художник», о том, что вкладывается в это понятие. Такая полемика предваряет развитие сюжета. Повествователь приводит разные примеры толкования разных категорий искусства, потом же переходит к описанию того, каким талантом обладает тупейный художник Аркадий.


Гример, вглядываясь в черты очередного лица, каждый раз находит в нем новые и новые грани. И даже приводя в порядок лицо жестокого и эгоистичного графа, Аркадий делает его важным и благородным, не кривит душой, не идет в разрез с самим собой, ведь определенно в каждом человеке есть доброе начало, его просто нужно высвободить и показать.

Композиция произведения интересна еще и тем, что она многоступенчата, автор органично переплетает разные времена. События, о которых мы узнаем на станицах рассказа, передаются женщиной, которая уже достигла своей зрелости, ей уже исполнилось семьдесят лет, а происходили они, когда она была еще совсем юной. Но и это еще не все ступеньки. Повествователь сейчас тоже уже повзрослел и предлагает нашему вниманию свои детские воспоминания. Крепостная актриса, отлученная от театра, становится няней нашего рассказчика и его брата. Вот такое живое единение времен видим мы на страницах рассказа «Тупейный художник». А то сочувствие, которым проникнуто общение мальчугана и его няни, укрепляет связь поколений, не дает рассыпаться звеньям этой огромной цепи. Автор, оформляя рассказа именной в такой композиционной структуре, подчеркивает значимость прошлого для настоящего времени.

В заключении хотелось бы сказать еще и об эпиграфе. Слова из погребальной песни, которые в нем обозначены, приведены здесь тоже не случайно. Писатель подчеркивает то, что доброе дело, совершаемое человеком, не может быть напрасным. Ничто в этой жизни не может пройти так, чтобы не оставить никакого следа. Так и поступок Аркадия, защищавшего свою любовь и хрупкую девушку от произвола помещика, оказал огромное воздействие на повествователя. События чужой жизни, такой трагичной судьбы наложили отпечаток на духовное развитие мальчика, помогли ему вырасти человеком, умеющим сопереживать и сострадать, стремящимся делать добро, видеть и понимать красоту поступков.

Мальчик свято хранит тайну своей няни, бывшей артистки Любови Онисимовны, а открывает ее нам, читателям, только спустя годы, желая, чтобы этот пример послужил и другим людям.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • История создания рассказа Лескова «Тупейный художник»
  • Язык рассказа Лескова «Тупейный художник»
  • Анализ финала рассказа Лескова «Тупейный художник»
  • Отзыв о рассказе Лескова «Тупейный художник»