Композиция романа Лермонтова «Герой нашего времени»


Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» интересен обычным читателям и критикам не только глубокими образами, но и оригинальной композицией. Литературоведы неоднократно обращали внимание на формальную и смысловую организацию произведения, чтобы раскрыть художественный замысел автора.

Роман состоит из двух предисловий и 5 глав: «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». Главы в «Герое нашего времени» М.Ю. Лермонтова еще называют повестями. Каждая из частей, кроме «Максима Максимыча» – произведение с полноценным, самодостаточным сюжетом. Объединяются повести только образом Григория Печорина, темой и идеей. Главу «Максим Максимыч» можно понять лишь в связи с другими повестями.

События в главах поданы от имени трех рассказчиков: автора, называющего себя «странствующим офицером», Максима Максимыча и Григория Печорина. От имени автора написана повесть «Максим Максимыч» и часть главы «Бэла». Основной рассказчик в «Бэле» – Максим Максимыч. Главы «Тамань», «Княжна Мэри» и «Фаталист» списаны с дневника Печорина, поэтому ведутся от имени главного героя.

Указанные части расположены в неправильной хронологической последовательности: первые описывают более поздние события, а последние возвращают в прошлое главного героя. Исследователи утверждают, что такая организация способствует детальному раскрытию образа Григория Печорина. Сначала мы видим его со стороны – глазами странствующего офицера и Максима Максимыча. Так М.Ю. Лермонтов воспроизводит внешность главного героя, показывает, как воспринимают его личность окружающие. Например, Максим Максимыч считает Григория хорошим человеком, но некоторые его поступки понять не может.


Во второй части рассказывается, как в руках Максима Максимовича оказывается журнал Печорина, из нее же узнаем и как закончилась жизнь героя. Последующие три главы основываются на откровенных записях Григория, отображающих все его переживания и эмоции. Это дает возможность углубиться в внутренний мир мужчины. Последняя глава – завершающий аккорд темы человеческой судьбы. В ней М.Ю. Лермонтов описал частный случай из жизни Печорина, заставляющий читателя задуматься о фатуме.

Некоторые литературоведы считают, что такая путаница в хронологической последовательности событий намекает на сумбурную жизнь Григория Печорина, его неумение следовать за единой идей.

Нетрудно заметить, что М.Ю. Лермонтов изобразил переломные моменты жизни Печорина: любовные перипетии, дуэль с Грушницким, знакомство с контрабандисткой. В каждой из ситуаций обращается особое внимание на внутренние перемены героя. Такой тип организации произведения литературоведы назвали «напряженной композицией».

В произведении также использован прием кольцевой композиции: с Печориным читатель знакомится в крепости, где пребывает на службе с Максимом Максимовичем, в последний раз мы встречаем его в этой же крепости перед отъездом в Персию.

Таким образом, композиция романа М.Ю. Лермонтова продумана так, чтобы полно раскрыть личность Печорина и реализовать идею.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ доктора Вернера в романе Лермонтова «Герой нашего времени»
  • Образ Вулича в романе Лермонтова «Герой нашего времени»
  • Образ «ундины» в романе Лермонтова «Герой нашего времени»
  • В чем смысл столкновения Печорина с контрабандистами?