Композиция романа Толстого «Воскресение»


Композиция романа Л.Н. Толстого «Воскресение» достаточно сложная, так как построена на разных художественных приемах. В то же время сюжет облачен в стройную форму, поэтому, кажется, что все события писатель разложил по полочкам.

Роман состоит и трех частей, каждая из которых показывает определённый этап жизни Дмитрия Нехлюдова и Катюши Масловой, а также изменения, происходящие в их мировоззрении. Ключевое событие первой части – рассказ о судебном заседании по делу Катюши Масловой. Именно оно стало переломным моментом для Дмитрия Нехлюдова. В разрезе этого события Лев Николаевич ближе знакомит читателя с главными героями. Первую часть можно назвать «Суд». Во второй части Дмитрий Иванович раскаивается над тем, как когда-то поступил с Катюшей. Мужчина пытается помочь Масловой, так становится ближе к жизни заключенных. Вторую часть можно озаглавить как «Путь к покаянию». Третья часть – пребывание Дмитрия Нехлюдова среди заключенных, озарение героя. Условно эту часть можно назвать «Новый путь».

В романе Л.Н. Толстого две основные сюжетные линии: Катюши Масловой и Дмитрия Нехлюдова. Эти линии часто пересекаются. Автор пытается детально рассказать и о Катюше, и о Дмитрии. Для этого он использует ретроспекции. В прошлое писатель заглядывает посредством авторского повествования или же воспоминаний героя. Например, автор рассказывает об обстоятельствах рождения Катюши, её детстве и юности, Дмитрий Нехлюдов вспоминает о том, как между ним и Масловой вспыхнуло первое нежное чувство.


Основной прием, на котором строится система образов – антитеза. Автор противопоставляет высшие слои общества и народ, людей неравнодушных к другим и людей, которые думают только о себе.

Также для раскрытия образов Лев Николаевич использовал несюжетные элементы: портреты, интерьеры, пейзажные зарисовки. Например, в романе есть портреты Дмитрия Нехлюдова, Катюши Масловой, Корчагиных, Веры Богодуховской, Марьи Щетининой и других. Некоторые портреты детальные, другие – предельно лаконичные. В каждом из них автор виртуозно изображает детали, которые помогают живо представить героев, лучше узнать их нравы.

Так как сюжетные линии тесно связаны между собой, то и сюжетные элементы можно определять для обеих сразу. Сначала сюжет развивается непоследовательно. Л. Н. Толстой изображает эпизод из развития событий – шествие Катюши в суд. После этого следует экспозиция, в которой автор рассказывает о рождении Катюши Масловой. Завязка – знакомство Масловой с Нехлюдовым, соблазнение девушки. Развитие событий – рассказ о мытарствах Масловой, её пребывании в доме терпимости, судебное заседание, помощь Нехлюдова Масловой и заключенным, дорога в Сибирь, события в ссылке. Кульминационных точек в произведении несколько. Например – совещание суда и решение по делу Масловой, решение Дмитрия покинуть всё и уехать за Катюшей, новость о том, что пришло помилование. Развязка романа остается открытой, так как всё, о чём узнает читатель, – чтение Нехлюдовым Евангелия и его раздумья над прочитанным. Стоит отметить, что такое завершение критиковал А.П. Чехов, называя его наигранным.

Завершение романа, а также жизненный путь Масловой и Нехлюдова тесно связаны с эпиграфами, взятыми из Библии.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ романа Толстого «Воскресение»
  • «Пробуждение Нехлюдова» (анализ эпизода романа Толстого «Воскресение»)
  • «Шествие Масловой на суд» (анализ эпизода романа Толстого «Воскресение»)
  • Проблематика романа Толстого «Воскресение»