Композиция сказки Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь»


Композиция (как формальная, так и смысловая) сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь» достаточно проста.

Начинается она традиционным зачином «Жил-был», а завершается риторическим вопросом, который заставляет читателя задуматься об актуальных в то время проблемах.

Чтобы увидеть, что композиция произведения действительно несложная, рассмотрим основные элементы развития сюжета.

В экспозиции автор знакомит читателя с главным героем и его семьей. Здесь же отец дает наставление, которое полностью повлияет на дальнейшую жизнь пискаря. В экспозиции показаны те условия, в которых воспитывался персонаж, и те причины поступков, которые он затем совершает.

Завязкой действия является то, что пискарь всерьез задумывается об отцовском наставлении и старается ему следовать. Он строит нору, в которую может забраться только он. Здесь происходит переход к основным действиям.

Действие развивается следующим образом: пискарь живет в своей норе, никуда не выходя и питаясь только ночью. Он живет и дрожит, дрожит и живет.

Кульминацией является позднее осмысление своей жизни, когда герой понимает, что он все это время просто существовал: у него нет семьи, нет друзей, и ничего в своей жизни он хорошего ни для себя, ни для других не сделал.


В развязке пискарь неизвестно по каким причинам умирает.

Таким образом, композиция произведения достаточно строгая. В небольшом повествовании автор смог показать целую жизнь пискаря: от детства до самой смерти.

Героев в сказке немного: сам пискарь, его отец, рак и щука, которые наблюдали за ним и обобщенный образ морских обителей. И все эти образы нужны для раскрытия главного героя. Поэтому композицию можно назвать моноцентрической.

Организация композиции сказки «Премудрый пискарь» похожа на организацию композиции фольклорных сказок. Текст, как говорилось ранее, начинается традиционным для фольклора зачином. Затем все элементы сюжета идет последовательно друг за другом: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация и развязка.

М.Е. Салтыков-Щедрин не пытается запрятать глубоко в сюжет или композицию основную мысль произведения и свое отношение к герою. С помощью связи с устным народным творчеством он показал историю жизни и сатирически показал всю несостоятельность жизни пискаря, который олицетворял либеральную интеллигенцию.

Автор оставляет финал произведения открытым. Пискарь умирает, но никто не знает отчего. М.Е. Салтыков-Щедрин дает право читателю на фантазию. Умер ли пискарь своей смертью, как и мечтал герой, или же его съела щука, которая все это время следила за пискарем и поджидала его смерть. Это должен решить сам читатель. Хотя автор склоняется к мнению, что щукам не нужна была эта давно погибшая в моральном плане, иссохшая рыба. Никто о ней не знал в течение жизни, никому она не была нужна и при смерти.

Так, композиция «Премудрого пискаря» выстроена логично и последовательно, что позволило читателю понять главную мысль сатирически направленной сказки.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Пискаря в сказке Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь»
  • Главная мысль сказки Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь»
  • Нравственные уроки в сказке Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь»
  • Актуальна ли сказка Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь» сегодня?