Конфликт в пьесе Чехова «Вишневый сад»


Особо важно при анализе пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад» выявить конфликт, что сделать, признаться, очень трудно, поскольку пьеса вызывает противоречивые мнения у литературоведов до сих пор.

В центре повествования находится вопрос о продаже имения с вишневым садом. Разное отношение помещиков Раневской, Гаева и купца Лопахина к вишневому саду говорит о противостоянии представителей прошлого и представителей настоящего. В финале пьесы показаны гибель «дворянских гнезд» и выход на сцену нового капиталистического класса.

Однако между представителями разных эпох не наблюдается яркого конфликта: они не выступают друг против друга, а вполне лояльны по отношению друг к другу. Так как под конфликтом в художественном произведении принято понимать острое столкновение персонажей и их взглядов на жизнь, то в пьесе «Вишневый сад» нет ярко выраженного конфликта, что является особенностью чеховского произведения.


Между представителями прошлого и настоящего нет явной борьбы, Раневская и Гаев лишаются имения с вишневым садом, а Лопахин покупает имение с вишневым садом, потому что пришло время смены одной эпохи на другой, дворянской России на Россию капиталистическую. Как бы помещикам Раневской и Гаеву не хотелось остановить время, у них это не получается: их имение продается и его покупает не кто-то, а Лопахин, внук и сын крепостных Раневской. Причиной общественных изменений становится не борьба, а ход времени. Внешний конфликт вызван устройством самой жизни.

Помещая в повествование не только образы представителей прошлого и настоящего, но и образы представителей будущего, А.П. Чехов выражает мысль о том, что точно так же как пришлось уходить с пьедестала Раневской и Гаеву, спустя время придется уходить и Лопахину. «Время идет» – эта мысль проходит через всю пьесу, она обозначает основной философский конфликт чеховского произведения. Получается, у Раневской, Гаева и Лопахина конфликт не между собой, у них конфликт с неумолимым ходом времени.

Социальный конфликт, который является внешним, становится не главным в пьесе, особое внимание уделяется внутреннему конфликту. Каждый персонаж думает о чем-то своем даже тогда, когда общается с другими героями. С помощью образа Шарлотты А.П. Чехов акцентирует читательское внимание на проблеме одиночества. Создается только видимость общения, каждый зациклен на собственных переживаниях, ни один персонаж не способен понять другого. Это происходит из-за неудовлетворения жизнью.

Источником основного конфликта становится всеобщее недовольство жизнью. Лопахину, этому «мужику мужиком», удается купить имение Раневской, в котором его деду и отцу даже не разрешали заходить на кухню. Он не может скрыть своего волнения и своей радости, однако Лопахин думает: «Скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь!». Автор показывает, что даже Лопахин, представитель настоящего, остается чем-то недовольным. В пьесе выражена мысль о том, что все персонажи недовольны самим «сложением» жизни.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Проявление авторской позиции в пьесе Чехова «Вишневый сад»
  • Прошлое и настоящее в пьесе Чехова «Вишневый сад»
  • Настоящее и будущее в пьесе Чехова «Вишневый сад»
  • Пространственная организация пьесы Чехова «Вишневый сад»