Конфликт в пьесе Островского «Бедность не порок»


В основе драматических произведений конфликт – противостояние, столкновение противоположных взглядов, характеров, устоев. Пьесы А. Островского построены на переплетении социальных и нравственных конфликтов и комедия «Бедность не порок» – не исключение.

Центральный конфликт пьесы – столкновение традиций, народной культуры, которая формировалась на протяжении столетий с новыми веяниями моды. Это столкновение старого и нового – источник более мелких противостояний.

Чтобы показать влияние европейской моды на некоторых представителей русского народа, А. Островский создает образ купца-самодура Гордея Карпыча Торцова. Мужчина родился в семье крестьян, но благодаря небольшому наследству смог раскрутиться, стать зажиточным купцом. Гордей Карпыч очень гордится тем, что «оторвался» от простых корней, что ничего больше не выдает его крестьянское происхождение.

Торцов следит за западной модой, стараясь не отставать от нее ни в интерьере, ни в одежде, ни в манерах. Мужчину не устраивает то, что его семья живее в провинции. Он мечтает перебраться в Петербург. Торцов всегда рад знатным гостям, пытается показать им себя в лучшем свете. Жена Гордея Карпыча, Пелагея Егоровна, не понимает мужа. Она ценит народные традиции и обычаи. Например, женщина не против того, что ее дочь устраивает дома посиделки с друзьями, сопровождающиеся веселыми песнями, танцами. Торцову это не нравится. Разве можно в его «приличном» доме устраивать мужицкие посиделки?


Погоня за модой и стремление к красивой жизни порождает конфликт отцов и детей. Гордей Карпыч хочет выдать свою дочь за богатого фабриканта Африкана Савича Коршунова. Любовь Гордеевна же влюблена в приказчика Митю, парня хорошего, но бедного. Девушка пытается уговорить отца не отдавать ее нелюбимому, но Гордей слышит только свои желания. Любовь Гордеевна не поступила наперекор отцу, она отказалась от своей любви. И это тоже проявление старых традиций, а именно патриархального уклада жизни.

Внешне конфликт между отцом и дочерью кажется сглаженным, но можно только представить переживания девушки, знающей, что ей придется жить чужим сердцу, старым человеком. Таким образом, в пьесе появляется внутренний конфликт. Приказчику Мите тоже приходится отказываться от своей любви. Парень свободолюбивый, считает, что каждый человек вправе сам решать, как ему жить. Эти особенности характера дают право утверждать, что внутри Мити также идет борьба.

Вечный социальный конфликт между богатыми и бедными также представлен в пьесе А. Островского. Богатые считают себя лучше, достойнее бедных, поэтому позволяют себе обижать «неровню». Развивая этот конфликт, драматург показывает, что бедность не является изъяном, это временное состояние. Главное для человека – не материальные ценности, а духовные.

Благодаря переплетению конфликтов социальных и личных, внутренних и внешних пьеса А. Островского «Бедность не порок» – произведение с глубоким смыслом.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Анны Ивановны в пьесе Островского «Бедность не порок»
  • Образ Разлюляева в пьесе Островского «Бедность не порок»
  • Образ Яши Гуслина в пьесе Островского «Бедность не порок»
  • Говорящие имена в пьесе Островского «Бедность не порок»