«Крыша дома твоего» (по повести Распутина «Прощание с Матёрой»)


У каждого человека есть место, где ему спокойно и уютно – родной дом. Не зря говорят: «Мой дом – моя крепость». А что же случается, когда эту крепость отбирают, разрушают? Об этом рассказывает В.Г. Распутин в повести «Прощание с Матёрой».

События произведения происходят на острове Матёра, который скоро будет затоплен из-за строительства ГЭС. Жителей одноимённой деревни собираются переселить в квартиры в посёлке городского типа. Матёринцам тяжело дается разлука с родными краями, для некоторых даже мысль об этом страшна. Особенно страдают представители старшего поколения.

Валентин Григорьевич показывает, как местные жители относятся к своим избам. Для них это не просто жилье, это святыня, хранилище памяти о прошлом и надежд на будущее. В домах, кажется, витает дух предков. И это не удивительно, ведь некоторыом избам более двухсот лет. Дома видели и радость, и горе своих хозяев.

Автор уделяет много внимания дому главной героини Дарьи Пинигиной, но описывает не столько его интерьер, сколько атмосферу. У Дарьи каждый день собираются матёринские старухи. Они пьют чай из старого самовара и беседуют. Самовар представляется как оберег, символ дружбы и домашнего уюта. Он придает дому особый деревенский колорит. Во время одного из разговоров старухи рассуждают о том, что в городе самовар не поставишь, а без него такого чая не получится.


К своей избе Пинигина относится, как к живому человеку. Когда узнает, что дом вот-вот сожгут, Дарья начинает его обряжать, как перед праздником. Она добывает известь, чтобы побелить его. Женщина белит из последних сил, но никому эту работу не доверяет. Не забывает героиня и об украшениях: развешивает по углам ветки пихты. Выезжая, она берет с собой немного вещей, но о самоваре не забывает.

Как много значит для человека «крыша его дома» показывает В.Г. Распутин и на примере Егора Карпова. В Матёре он жил вместе с женой Настасьей. Супруги потеряли четверых детей, и Настасья помешалась: начала наговаривать на мужа. Егор, не выдержав этого, первым переехал в новую квартиру. Тем не менее, городским условиям привыкнуть старик не смог и через некоторое время умер. Настасья же тоже недолго прожила в городе – вернулась в Матёру собрать якобы собрать урожай. На самом деле это был повод еще раз увидеть родную деревню и поспрашивать о своих детях.

Иногда новое место жительства становится родным домом. Доказательством этого являются Богодул и Сима. Они не коренные жители острова. Сима приехала из-под Тулы. Богодул точно неизвестно откуда. Матера для этих людей стала настоящим домом, поэтому расставаться с деревней им было не легче, чем другим жителям. Богодул, например, так и не ухал – остался в своем бараке.

Есть и люди, похожие на перекати-поле. Они не дорожат своими домами. В повести «Прощание с Матёрой» примером такого человека является Петруха. За деньги он поджигает свою избу, а потом и дома других матёринцев.

Произведение В.Г. Распутина помогает понять, насколько ценна «крыша дома твоего», учит дорожить ею.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • История создания повести Распутина «Прощание с Матёрой»
  • Прощание бабки Дарьи с избой (анализ эпизода повести Распутина «Прощание с Матёрой»)
  • Проблематика повести Распутина «Прощание с Матёрой»
  • Конфликт повести Распутина «Прощание с Матёрой»