Кто же он... этот Ермолай Лопахин?.. (по пьесе Чехова «Вишневый сад»)


В пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад» особое место занимает образ Ермолая Алексеевича Лопахина. Петя Трофимов дает герою характеристики, которые противоречат друг другу: «хищный зверь» и в то же время «тонкая, нежная душа». Так кто же он… этот Ермолай Лопахин?

«Хищным зверем» Лопахина можно назвать из-за его практичности. Он выкупает имение Раневской для того, чтобы реализовать свой план по сдаче построенных дач. В то время как Раневская и Гаев любуются вишневым садом, Лопахин смотрит на него глазами практичного капиталиста, для которого возможная прибыль важнее красоты сада. Лопахин начинает вырубать вишневый сад еще тогда, когда из имения не выехали Раневская и Гаев, для которых этот вишневый сад занимал важное место во всей жизни. Лопахин хочет как можно скорее реализовать свой план в действительность.


Но в то же время Лопахина нельзя назвать отрицательным персонажем. Он выкупает имение Раневской, потому что понимает, что ей не удастся сохранить его, что имение в любом случае купит кто-то другой. Только тогда Лопахин решает воспользоваться возможностью купить имение. Если бы Лопахин был бы корыстным человеком, который ради достижения собственных целей готов пойти по головам, то он бы не стал предлагать Раневской и Гаеву план по получению прибыли, он бы сделал все возможное, чтобы Раневская и Гаев лишились имения. Но Лопахин предлагает представителям прошлого помощь, которая способствовала бы тому, что Раневская и Гаев держались в новых общественных условиях на плаву. Лопахин искренне хотел помочь обедневшим помещикам и принял решение купить имение лично, когда понял, что Раневская и Гаев не будут следовать его совету. Лопахин много трудится, благодаря чему ему и удается выкупить имение с вишневым садом. Для героя покупка имения олицетворяет стирание грани между ним, сыном и внуком крепостных людей, и господами, вырубка вишневого сада становится отказом от прошлого, где он и его предки были «мужиками». Купив имение, Лопахин радуется тому, что он владеет имением, в котором его отца и деда не пускали даже на кухню, однако первое время Лопахин пытается скрыть свою радость, чтобы как можно меньше расстраивать Раневскую.

Неоднозначность образа Лопахина наблюдается благодаря тому, что в системе образов наблюдаются представители трех поколений: прошлого, настоящего и будущего. Если сравнивать Лопахина с Аней Раневской и Петей Трофимовым, то он выступает в большей степени как отрицательный персонаж, правление которого будет таким же несчастным, как и правление Раневской и Гаева; если же сравнивать Лопахина с Раневской и Гаевым, то он выступает в большей степени как положительный персонаж, которому удалось сместить помещичьи устои, которые давно уже устарели. Лопахин является одной из ступеней движения российского общества, он стоит между Раневской, Гаевым и Аней и Петей Трофимовым.

Таким образом, обе характеристики, данные Петей Трофимовым относительно сущности Лопахина, правдивы: представитель настоящего имеет как достоинства, так и недостатки. А.П. Чехову было важно продемонстрировать двойственный характер Лопахина, сам автор отмечал: «Ведь это не купец в пошлом смысле этого слова. Надо сие понимать».




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Авторский идеал и действительность в пьесе Чехова «Вишневый сад»
  • Быт и события в пьесе Чехова «Вишневый сад»
  • Национальный характер в пьесе Чехова «Вишневый сад»
  • Герой времени в пьесе Чехова «Вишневый сад»