Кто воскрес в романе Толстого «Воскресение»? (по реферату критика Н.Н. Соколова)


Вопрос «Кто воскрес в романе Толстого «Воскресение»?» всегда тревожит умы вдумчивых читателей. Каждый находит на него свой ответ. Этот вопрос стал заглавием реферата критика Н.Н. Соколова «Кто воскрес в романе графа Л.Н. Толстого «Воскресение»», опубликованном в 1901 году. Критик размышляет над сюжетом романа, над его героями, над мнением «зеленого читателя» о том, что «Нехлюдов – душка, прелесть», а «Катюша – развратная натура». Наконец, он находит ответ вопрос, заявленный в названии.

Н.Н. Соколов считает, что воскресли не Нехлюдов и Маслова, а воскрес сам писатель. В романе «Воскресение», по мнению упомянутого критика, Л.Н. Толстой «оставил пока в стороне мистические попытки учительства». Так пред нами предстал прежний художник. К такому выводу Н.Н. Соколова подтолкнули высокохудожественные картины современной жизни, описанные в романе.

Мнение критика легко оспорить, так как известно, что ещё в «Исповеди» Л.Н. Толстой писал о том, что пережил переворот мировоззрения. То есть всё позднее творчество Льва Николаевича – плоды деятельности его как художника, который воспроизводит панорамные, выразительные картины жизни.

Более детально Н.Н. Соколов останавливается на вопросе воскресения Дмитрия Нехлюдова. Он считает, что роман несправедливо назван словом в единственном числе, ведь главный герой пережил не одно воскресение. Он рассуждает о «чистках души», которые, то и дело, переживал Нехлюдов. Действительно, таких чисток в жизни героя было немало. Он и происходили под влиянием тех или иных обстоятельств.


Н.Н. Соколов утверждает, что развязка романа искусственная. Нехлюдов должен был жениться на Масловой, но Катюша вышла замуж за политического заключенного Симонсона. Нехлюдов же нашел ответы на свои вопросы в Евангелии. Критик считает, что это нельзя считать воскресением, так как мы не видим, что Дмитрий стал на новый путь. Его же натура не склонна к таким быстрым переменам.

Изменения, которые произошли с Масловой, критик не считает кардинальными. В реферате он подчеркивает её доброту, умение думать о других, ставя их выше собственных интересов и потребностей. Эти черты проявились в остроге, а когда Маслова попала в среду политических заключенных, стали ещё более выразительными. Тем не менее, Н.Н. Соколов считает, что в характере Катюши не появилось ничего нового.

Критик пишет, что «несколько ново» для нас решение Катюши выйти замуж за Симонсона, но и оно оправдано. Далее он утверждает, что, объясняясь Нехлюдовым, Катюша краснела не от того, что влюблена в него, а от того, что стыдится себя прежней. Кроме того, она «совестилась принимать его услуги, стыдилась после того, что между ними было, быть ему обязанной».

Таким образом, по утверждению Н.Н. Соколова ни Нехлюдов, ни Катюша полностью не воскресли. Нехлюдов не мог полностью измениться, а Маслова лишь более выразительно проявила черты, присущие ей. Воскрес только талант Толстого-художника.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • «Кодекс чести» Нехлюдова (по роману Толстого «Воскресение»)
  • Воскресение Катюши Масловой (по роману Толстого «Воскресение»)
  • Воскресение Нехлюдова (по роману Толстого «Воскресение»)
  • Отзыв о романе Толстого «Воскресение»