Лагерный мир в изображении Солженицына (по рассказу «Один день Ивана Денисовича»)


Солженицын изобразил лагерный мир в своем рассказе «Один день Ивана Денисовича». Здесь, в отличие от многих литературных произведений нет ни романтики, ни лирики. В этом рассказе отображена суровая реальность сталинского тоталитарного режима и бесчеловечность, в которой оказались тысячи военнослужащих. Их объявили изменниками родины, по причины попадания в плен. Ужасные условия пребывания в данных заведениях, подчищали ряды заключенных. Лишь малая часть народа смогла вернуться домой, после таких «испытаний». Но и тот, кто обрел свободу, навсегда утратил здоровье.

Каким же рисует этот «лагерный мир» Солженицын и почему люди от туда возвращаются не только с искалеченной судьбой, но и с загубленным здоровьем? Ответы автор даем в подробном описании одного дня заключенного – Шухова Ивана Денисовича. Солженицын «восстанавливает» картину происходящего буквально поминутно, не упуская ни одной даже самой на первый взгляд незначительной детали.

Утро, несмотря на день недели и праздник, начинается у всех заключенных одинаково. Ранний утренний подъем, а если кто изъявил желание поспать подольше, то вечером за эту провинность может оказаться в карцере. Почему не сразу? Потому, что впереди еще долгий и практически каторжный рабочий день, и даже «провинившийся» его обязан отработать, а не отдыхать. Утренний пересчет был судьбоносным, причем даже для вольных надзирателей. Потому, что если кого-то они не досчитаются, то могут оказаться даже в одной камере с бывшими «подопечными».


Далее шел относительно плотный завтрак. Автор подмечает, что это делалась, чтобы были хоть какие-то силы для работы у заключенных. А далее, зачастую по суровому холоду, несмотря на температуру и усталость все, кто пребывал в заключении, отправлялись на работу.

Солженицын описывает, как конвой их отводил по сильнейшему морозу, как подгоняли, оскорбляли и издевались над всей колонной. Никто не имел права возразить или не повиноваться, ведь даже за это шло наказание.

Трудовой день без обеда и отдыха, на улице, на сильнейшем морозе любому заключенному казался вечным. Мало кто старался «филонить», ведь от работы бригады будет зависеть размер их «пайки». А если кто-то все-таки лукавил, и исчезал с поля зрения, его тут же находил бригадир и уже вся «компания» могла его наказать.

На ужин давали баланда. Одно утешала заключенных, что она была горячей, и согревала продрогшее нутро.

Однако, помимо основной работы, жизнь заключенного была наполнена еще и разного рода подрабатыванием. Кто-то предпочитал «доносить» на сокамерников. Кто-то шить тапки, и продавать табак. Были и такие, которые ничего не умели, а только слонялись из стороны в сторону, заглядывали «в чужие рты» и вылизывали после всех тарелки. Соответственно, к таким личностям была некая брезгливость и пренебрежение.

Солженицын своим рассказом показал, как даже в таком «мире» где не было друзей, а понятие человечности было относительным, важно было не уподобляться «шакалу», а оставаться в первую очередь, хоть и лишенной воли, но все же личностью.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Значение и роль рассказа Солженицына «Один день Ивана Денисовича» в литературе ХХ века
  • Что помогает Шухову выжить и остаться человеком?
  • Русский национальный характер в рассказе Солженицына «Один день Ивана Денисовича»
  • Тема ужаса тоталитарного режима в рассказе Солженицына «Один день Ивана Денисовича»