Легенда о «Великом Инквизиторе» как философская кульминация романа Достоевского «Братья Карамазовы»


Почему философской кульминацией «Братьев Карамазовых» можно считать «Легенду о Великом Инквизиторе»? Она звучит в главе «Великий Инквизитор». Ее, а также главу «Бунт», литераторы считают центром сюжета произведения. Но центром не по структуре, а по философии. Именно в этих местах описаны отвлеченные темы, философские рассуждения. Главы неразрывно связаны между собой.

Притчу об Инквизиторе рассказал Иван Федорович, который ее и сочинил, своему брату Алеше. Однажды в трактире он повествовал о том, что в 16 веке Христос сошел с небес, сотворил чудо – исцелил девочку. Но Великий Инквизитор приговорил его к казни. Люди в страхе перед инквизицией не заступились за Христа. В ночь перед казнью Инквизитор говорил с Христом и обвинял его в «даровании людям свободы», нежелании «поработить человека чудом» и в зарождении «потребности общего единения». Когда старец-инквизитор предоставил слово Иисусу, тот промолчал и поцеловал старца. Инквизитор отворил дверь и просил Христа «не приходить вовсе». Инквизитор выступал в притче не только в качестве Власти, но и в качестве Дьявола. Он сам признался, что отдал ему свою «совесть и свободу».

Те идеи и проблемы, которые были озвучены писателем в главах «Великий Инквизитор» и «Бунт», продолжают развитие в дальнейших событиях, поэтому их и считают кульминационными. Эпизоды романа как бы по пунктам подтверждают заявленную идеологию. Во-первых, можно проследить такую мысль: действия, совершаемые в состоянии аффекта, могут оказаться трагичными (Иван Карамазов). Во-вторых, можно сделать вывод, что раскаяние преступника может привести к самоубийству (Павел Смердяков). А также прослеживается мысль, что вина снимается с преступника, если жертва остается живой (Дмитрий Карамазов и лакей Григорий, мальчик Илюша и собака Жучка).


Исходя из философских умозаключений Ф.М. Достоевского, отраженных в «Легенде о Великом Инквизиторе», героев романа можно разделить на «разумных» и «иррациональных». Первым свойственен протест, цинизм, обдумывание действий: Иван Карамазов, Павел Смердяков и Ракитин. «Иррационалистами» можно назвать тех персонажей, которые поддаются «духу сомнения и отрицания»: Алексей и Дмитрий Карамазовы.

«Легенда» вложена в уста Ивана Федоровича не зря. Именно его многие критики и читатели считают воплощением истинного «зла» в романе. Он не принимал существующие нравственные устои, не отступал от атеистических идей. Его мысль о вседозволенности обернулась трагедией. Иван задает вопросы о невозможности искупления мук, о цене всеобщей гармонии, о духе бессмертия и самоуничтожения.

Также в противовес «инквизиторским» идеям описывается создание Алексеем «всечеловеческого братства» среди ребят-школьников на могиле умершего Илюши. Это братство будет основано на любви и вере. Речь Алеши на похоронах Илюши завершает «Братьев Карамазовых». Она является настолько светлой, что читатель верит в то, что судьбы их любимых героев изменятся в лучшую сторону.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Проблема бедных людей и униженных и оскорблённых в романе Достоевского «Братья Карамазовы»
  • Что такое «карамазовщина»? (по роману Достоевского «Братья Карамазовы»)
  • Мистическая основа морали в романе Достоевского «Братья Карамазовы»
  • Отзыв о романе Достоевского «Братья Карамазовы»