Логика жизни и гармония мира в рассказе Шаламова «Сентенция»


В. Шаламов в рассказе «Сентенция» особое внимание уделяет логике жизни и гармонии мира.

Логика жизни в рассказе «Сентенция» отличается от логики жизни других произведений сборника «Колымские рассказы». Если для других рассказов жизнь героев не имела для них цену, к собственному существованию заключенные относились равнодушно, то в рассказе «Сентенция» В. Шаламов демонстрирует то, как чувства злобы и равнодушия сменялись на другие. В этом проявляется логика жизни заключенных.

Особенность других произведений из сборника «Колымские рассказы» заключена в том, что жизнь заключенных в тюрьме не подвергалась логике вообще. В рассказе «Сентенция» появляется логичный переход человека из одного состояния в другой.

Сначала были злоба и злость. Затем они сменились на равнодушие. Заключенным было не важно, будут они жить или нет, будут их кормить или нет, будут их бить или нет. Такую жизнь нельзя назвать настоящей жизнью, тюремщики только существовали, зная, что в любой момент могут лишиться жизни.

Затем равнодушие сменялось страхом. Люди боялись потерять свою жизнь и возможность хотя бы просто существовать. Это чувство дополняется чувством зависти к другим людям – мертвым и живым.


У рассказчика в «Сентенции» появляется главное чувство: жалость. Пока это только жалость к животным, а не к людям. Жизнь в тюрьме, построенная на принципах отсутствия дружбы и взаимопомощи, делала свое дело: заключенные долгое время жили, заботясь и думая только о себе.

Постепенно герой осознает то, что к нему возвращается прежнее «я». Рассказчик ощущает гармонию мира, когда к нему приходят слова из прошлой жизни, когда он уже способен понять ту музыку, которая звучит в финале произведения.

Логика жизни для заключенного состоит в том, что, попав в тюрьму, из человека он превращается в равнодушное и одинокое животное. Возвращение личности тоже происходит из «небытия», то есть из смерти, из ада, в котором долгое время находился заключенный.

Гармония проявляется в рассказе «Сентенция» в том, что именно это произведение заканчивает повествование о жизни заключенных на Колыме. Надежда на жизнь, а не на простое существование, которое описывалось в предыдущих рассказах, гармонизирует повествование. В. Шаламов рассказывает о том, что он прошел ад двадцати лет в заключении, но нашел в себе силы вернуться как настоящая личность, как настоящий человек.

Гармония мира в рассказе В. Шаламова – это игра пластинки. Гармония мира обретается с музыкой, с настоящим искусством. Ведь если заключенный смог понять смысл музыки, то эта музыка и есть подлинное искусство, которое может преодолеть саму смерть. Искусство становится для В. Шаламова способом возвращения к прежней жизни, средством познания своего «я». Рассказчик теперь может мыслить и размышлять о собственном существовании на протяжении этого долгого промежутка времени. Он имеет возможность рефлексировать и изменяться. На такой ноте заканчивается рассказ «Сентенция» и весь сборник «Колымские рассказы».




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ майора Пугачёва в рассказе Шаламова «Последний бой майора Пугачёва»
  • Образ Солдатова в рассказе Шаламова «Последний бой майора Пугачёва»
  • Сюжет рассказа Шаламова «Сентенция»
  • Смысл названия рассказа Шаламова «Сентенция»