Мечта и реальность в пьесе Горького «На дне»


В пьесе М. Горького «На дне» ярко выражен конфликт мечты и реальности. Автор продемонстрировал слой людей, которые находятся на самом «дне жизни». Это пьяницы, тюремщики, воры и безработные. Все они живут в одной ночлежке, на которую у некоторых даже не хватает средств. Ночлежники не имеют нормальной работы, хороших условий жизни, они опустились на самое «дно» жизни. Некоторые из героев пьесы умеют мечтать, и именно мечты являются единственным, что дает стимул жить дальше.

Ярко выражена мечта Актера. От странника Луки он узнает о лечебнице, в которой лечат от алкоголизма. Потерявший даже свое собственное имя бывший актер, до этого почти не работавший и постоянно выпивающий, бросает пить и идет мести улицы, чтобы заработать на дорогу до лечебницы. Избавиться от алкоголизма и вернуться на сцену – главная жизненная мечта Актера. Однако действительность сталкивается с искренними желаниями героя. Узнав о том, что лечебницы не существует, Актер кончает жизнь самоубийством.

Столкновение мечты и реальности наблюдается и в жизни Насти. Девушка рассказывает всем жителям ночлежки о своей большой любви со студентом-французом. Она настолько хочет, чтобы это было правдой, что начинает верить в свои рассказы. Настоящая и красивая любовь – вот о чем мечтает Настя. Однако действительность слишком жестока: Настя – девушка легкого поведения.


После разговоров с Лукой о новой жизни мечтает и Васька Пепел. Он хочет перестать воровать, для чего ему нужно уехать в Сибирь. Васька серьезно задумывается над этой возможностью и предлагает Наташе уехать вместе с ним. Желание избавиться от воровского прошлого и жить честной жизнью – вот мечта Пепла. Но эта мечта сталкивается с реальной действительностью. Васька оказывается вовлеченным в корыстные цели Василисы и становится случайным убийцей Костылева, в результате чего вновь попадает в тюрьму. Помимо этого, Наташа не верит в то, что чувства Васьки были искренними. Реальность ударяет по герою дважды.

Трагичен и образ Клеща. Оказавшись на «дне жизни», слесарь Клещ все же пытается вырваться из сложившейся ситуации. Это становится его главной мечтой. И Клещ искренне надеется на то, что после смерти жены Анны ему удастся улучшить свою жизнь. Однако смерть Анны только усугубляет ситуацию: Клещу приходится продать все свои инструменты, тем самым обречь себя на безработицу, следовательно, на неспособность уйти из ночлежки. Теперь Клещ ощущает себя таким же, как и остальные жители костылевской ночлежки.

Но не только мечты жителей «дна» сталкиваются с реальностью. Она жестока и по отношению к «хозяевам жизни» Костылеву и Василисе. Эти герои хотят получить от жизни все, однако Костылев оказывается убитым в ходе ссоры с Васькой за Наташу, а Василиса, стремившаяся избавиться от мужа, оказывается в тюрьме.

Другие центральные персонажи – Сатин, Бубнов, Барон – ни о чем не мечтают, так как понимают, что их желания никогда не исполнятся – реальность слишком жестока. На это указывают судьбы Актера, Насти, Васьки Пепла, Клеща, ведь их мечты фактически были разрушены действительностью. Герои почти не предпринимали попыток изменить свою жизнь, улучшить ее, исполнить свои искренние мечты. В этом выражается основной конфликт произведения.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • «Правда Сатина» (по пьесе Горького «На дне»)
  • «Правда Бубнова» (по пьесе Горького «На дне»)
  • «Правда Луки» (по пьесе Горького «На дне»)
  • Какая «правда» мне близка и почему? (по пьесе Горького «На дне»)