Мистическая основа морали в романе Достоевского «Братья Карамазовы»


Отличительной особенностью «Братьев Карамазовых» являются мистические сюжеты, присутствующие в романе. Мистика у Достоевского выполняла функцию раскрытия человеческих душ, а точнее – их светлых и темных сторон. Она же служила ключом к решению проблем добра и зла, что у Федора Михайловича отождествляется с верой во Христа и безверием соответственно. Почему мистику называют основой морали в «Братьях»?

Прежде всего мораль в произведении означает присутствие христианской веры. Там, где она отсутствовала, появлялся цинизм и нравственный распад. Всех героев произведения можно разделить на «святых» и «грешников».

Одним из «ангелов» являлся Алексей Карамазов. Примечательна сцена произведения, в которой мать держала маленького Алёшу перед ликом Божьей Матери и читала молитву. Это своего рода метафора благословения мальчика высшими силами. «Ранний человеколюбец» ступил на "монастырскую дорогу", потому что в ней видел выход из "мрака мирской злобы".

Старец Зосима – самый «святой» в романе. Связь с иными мирами можно найти в речах старца Зосимы. Он проповедовал, что Бог посеял на земле «семена из миров иных» и все, что взошло живет благодаря ощущению таинства связи с этими мирами. Старец в романе является проводником героев от безверия к вере, символом православия. Он - источник духовности и пробуждения нравственных устоев. Все глобальные концепции романа "Братья Карамазовы" вложены в уста старца.


Большая часть романа посвящена Дмитрию Карамазову. Его тоже можно отнести к «святым», с точки зрения мистики. Несмотря на свою порочность, Дмитрий Федорович показан автором как человек искренний и глубокий. Он открывает свою душу брату Алексею при встрече в саду. Дмитрий далеко не глуп, он осознает, что ему свойственно «сладострастие насекомого», как и его отцу. Но Митя способен любить по-настоящему.

Ф.М. Достоевский считал, что безверие приводит к распаду души. Такую тенденцию можно наблюдать на примере Ивана Карамазова, одного из «грешников» в «Братьях». Атеист до глубины души, отрицающий бессмертие души, он испытывал вечную внутреннюю борьбу. Его взгляды стали причиной трагедии – убийства Федора Павловича. Сам же Иван лишился рассудка. Мистическая основа морали этого персонажа содержится во сне, в котором он увидел черта, что символизировало, что Иван так и не смог прийти к истине и отдал «билет Богу».

К этой же группе персонажей относится Федор Павлович. «Странный тип», который всю жизнь придавался разврату, который унижал женщин, не воспитывал своих сыновей, «шут с юности» - все это Карамазов-отец, «грешник».

Смердяков ненавидел всех вокруг и с детства примерял на себя роль палача. Смердяков - "бес", в котором не осталось ничего праведного. Он "истребил свою жизнь своею собственной волей".

Итак, на страницах романа Бог противостоит мракобесию. Те герои, которые поверили в Бога, спасли свои души, очистились от пороков. Основная идея писателя заключается в том, что отсутствие морали, неверие в Бога – это безумие. Без православной веры не может существовать здорового общества. Все, что за пределами веры, красоты души, это мрак человеческой души. Ф.М. Достоевский считал, что христианство является "единственным убежищем Русской Земли" от зла.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Проблема бедных людей и униженных и оскорблённых в романе Достоевского «Братья Карамазовы»
  • Что такое «карамазовщина»? (по роману Достоевского «Братья Карамазовы»)
  • Легенда о «Великом Инквизиторе» как философская кульминация романа Достоевского «Братья Карамазовы»
  • Отзыв о романе Достоевского «Братья Карамазовы»