Может ли Демон обрести гармонию? (по поэме Лермонтова «Демон»)


В поэме М.Ю. Лермонтова «Демон» особое внимание уделяется раскрытию сущности Демона. В поэме звучит следующий вопрос: может ли Демон обрести гармонию?

Уже в самом начале повествовании, когда рассказывается о причинах, из-за которых главный герой из ангела превратился в демона, говорится о том, что у него появились сомненья. В поэме выражается мысль о том, что Демон лишился возможности обрести гармонию в тот момент, когда у него появились сомненья. «Дух сомненья» обречен постоянно сомневаться во всем, что не может дать гармонию.

За свои сомнения, за гордыню и за желание противостоять самому Богу Демон получает наказание, которое также мешает ему обрести гармонию. Автор показывает, что вечно сомневающийся, гордый и выступающий против своего создателя Демон не может обрести гармонию с самим собой и окружающим миром. Гордый бунтарь, противостоящий самому Богу, обречен на одиночество и мучения. В поэме выражена мысль о том, что только тот, кто осознает необходимость верности Богу и не противоречит ему, находится в гармонии с мирозданием и самим собой.


Демон получает власть: он властвует над «грешной землей», учит людей тому, как совершать грехи. Однако полученная власть не приносит Демону никакого удовольствия. В повествовании отмечается: «Он сеял зло без наслажденья, // Нигде искусству своему // Он не встречал сопротивленья – // И зло наскучило ему». Автор показывает, что Демон наполнен желанием борьбы, что он хотел, чтобы люди сопротивлялись его чарам искушения, поэтому невозможность сопротивления со стороны людей не могла принести Демону гармонию. Вечное существование и власть были его наказанием, а не счастьем.

Уже в самом начале поэмы, где центральный персонаж характеризуется то как херувим, то как демон, подчеркивается двойственная сущность Демона, борьба двух начал в нем, что не может дать ему гармонии.

Противоречивый характер Демона подчеркивается на протяжении всего повествования. С одной стороны, он вспоминает «лучшие дни» пребывания в «жилище света», когда он находился в гармонии с мирозданием. С любовью к Тамаре он наполнился желанием вернуться в рай, к добру. Демон сожалеет о потерянном рае и приобретенном зле, он мечтает о счастливом будущем. Демон тоскует по гармонии, которая у него была раньше, и тяготится постоянными противоречиями. Демон думает о том, что Тамара поможет ему обрести потерянную гармонию. С другой стороны, Демон не избавляется от гордыни и желания противостоять Богу. Любовь к Тамаре сливается воедино с желанием владеть ею и склонять ее к жертвам во имя их любви, что не может быть свойственно истинной любви. Такая двойственность натуры не может дать Демону возможности находиться в гармонии.

Смерть Тамары разделяет героев: раскаявшаяся в грехе Тамара получает прощение от Бога и отправляется в рай, а Демон не получает прощения Бога и остается властвовать «грешной землей». Автор показывает, что Демон продолжает нести свое наказание, что говорит о невозможности обрести гармонию.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • История создания поэмы Лермонтова «Демон»
  • Что связывает «Демона» Врубеля и Лермонтова?
  • Почему Бог прощает Тамару, а ее душа попадает в рай? (по поэме Лермонтова «Демон»)
  • Особенности лермонтовской демонологии в поэме «Демон»