Мотив красного цвета в повести Куприна «Олеся»


В повести «Олеся» наблюдается мотив красного цвета. Данный цвет связан и с обыденным миром, и с миром колдовским.

Когда Иван Тимофеевич знакомится с Олесей, на ней была надета красная юбка, которая была «ярким пятном» на фоне белого снега. Здесь автор показывает, что юбка выделяется на фоне снега также, как Олеся отличается от остальных девушек. Когда Олеся провожала Ивана Тимофеевича, она надевала красный платок.

Образ Олеси взаимосвязан с образом природы. На это указывает то, что девушка зашла в своей дом, держа птиц с «красными шейками».

И в описании самой природы звучит мотив красного. Иван Тимофеевич идет по лесной тропинке, которая «чуть розовела». На лесной просеке, где оказались Олеся и Иван Тимофеевич, стояли деревья, окрашенные «багровым отблеском догорающей зари».

Красный цвет символизирует также волшебные способности Олеси. Показывая их Ивану Тимофеевичу, она сделала небольшой надрез на его руке, и частыми каплями потекла кровь. После этого Олеся стала что-то шептать, и на месте пореза оказалась лишь «красная царапина».

О связи красного цвета и волшебного мира указывает и описание внешности Мануйлихи: у нее были глаза с «красными веками».


Красный цвет связан также с темой любви. Когда заглавная героиня рассказывает Ивану Тимофеевичу о его будущем, она упоминает трефовую даму с темными волосами. Когда Иван Тимофеевич посмотрел на ее цвет волос, Олеся «покраснела вдруг», а затем подтвердила, что дама будет с точно таким же цветом волос, как у нее, при этом Олеся поправляла волосы и еще больше краснела.

В финале произведения Иван Тимофеевич заходит в уже пустой дом и видит «нитку дешевых красных бус». Эта нитка стала символом «нежной, великодушной любви» Олеси.

Красный цвет используется А.И. Куприным и для описания городской жизни. Конторщик и урядник имели «огромные красные лапы», которые совали мужикам для рабских поцелуев. Урядник, угрожая Мануйлихе выселением, по мнению Ивана Тимофеевича, хочет «красненькую». Когда Ивана Тимофеевича посещает урядник, он ест красную редиску. При этом автор подчеркивает то, что он имел «красную огромную физиономию», которая скрывала все оттенки чувств и эмоций. Посетивший Ивана Тимофеевича Никита Назарыч Мищенка был в «огненно-красном галстуке».

Все эти детали подчеркивают, что красный цвет при описании городских жителей связан с властолюбием людей, с их стремлением показать себя с лучшей стороны и ощутить свое превосходство над другими людьми.

Когда Олеся, для которой красный цвет символизирует колдовство и связь с природой, оказывается в чужом для нее мире, красный цвет несет негатив. Ее избивают после посещения церкви, и все лицо Олеси было покрыто «длинными красными ссадинами», и оно «пылало лихорадочным румянцем».

Таким образом, красный цвет в необычном мире главной героини является символом природы и непохожести, а в городском мире – корыстолюбия, властолюбия и стремления к превосходству. Когда Олеся оказывается в другом мире, красные оттенки становятся для нее негативным явлением.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Мотив волшебной сказки в повести Куприна «Олеся»
  • Мотив круга в повести Куприна «Олеся»
  • История создания повести Куприна «Олеся»
  • Сравнительная характеристика Олеси и Ивана Тимофеевича