Настоящее и будущее в пьесе Маяковского «Клоп»


Теме будущего в творчестве Маяковского уделяется особое место уже потому, что он входил в группу футуристов. Название этого направления происходит от латинского «будущее». Футуристы проповедовали стремление к новому искусству путем разрушения старых традиций. В этом мировоззрение поэта было созвучно с лозунгом большевиков, которые собирались разрушить старый мир до основания и построить новый.

Подобные мысли мы находим в пьесе «Клоп». Комедию можно разделить на две части: в первой изображается старый мир, во второй – новый, пятьдесят лет спустя. Для Маяковского это был, видимо, большой отрезок времени, достаточный для глобальных изменений.

Старый мир – это современная Маяковскому действительность. В постреволюционной России установился НЭП, говоря словами одного из героев комедии Баяна, действие происходит в условиях «буржуазного окружения и построения социализма в одной стране». Это было время перестройки, старый мир до основания разрушить не удалось, новый строили на его руинах.

В это время в стране наблюдались элементы буржуазной формации и пролетарской республики, что показывается в первой картине. Мы видим большое количество торговцев, рекламирующих свои товары. В рекламных текстах обязательно присутствует отсылка к новому политическому строю: игрушка танцует по указанию наркома, точильные камни сделают язык острым для дискуссий, республиканские селедки.


В первых картинах большое количество персонажей, и каждый из них имеет свой образ мыслей, свое мировоззрение: представители мелкой буржуазии семья Ренессанс, торговцы, бухгалтер, слесарь, работница, устроитель свадьбы Баян, «бывший рабочий, бывший партиец» Присыпкин. В этом разношерстном обществе прослеживаются две тенденции: рабочие люди живут по совести, трудятся, мещане развлекаются, скупают вещи, наряжаются, в этом вся их жизнь. Маяковский критикует стремление к мещанству, обличает перерожденцев, не одобряет мелкособственнических интересов отдельных героев. Этот мир обречен, и волей автора его уничтожает пожар.

Изображению нового мира отводится больше места. Люди победили свои пороки и недостатки, власть вещей над людьми осталась в прошлом. Страна продвинулась в научно-техническом отношении, между людьми установились новые ровные отношения, в которых нет места стихам, танцам, они теперь считаются пережитком прошлого. Любовь также используется с пользой. «От любви надо мосты строить и детей рожать», – говорит профессор. Люди здесь ведут здоровый образ жизни: не курят, не употребляют алкоголь.

В то же время, личностей здесь, по-видимому, нет, вся жизнь отдельных людей принадлежит коллективу. Общество будущего вычищено и заорганизованно. Будущее противопоставлено прошлому, но оно также бездуховно, как мещанский мир Присыпкина. Думается, что, изобразив такой мир, Маяковский предостерегает людей от чрезмерного вычищения, чтобы не попасть в другую крайность.

Главного героя находят в погребе, где он оказался во время пожара, его завалило обломками, и он замерз. Через пятьдесят лет его воскресили, но в новом мире он выглядит даже не пережитком, его за человека не считают. Привычки, потребности Присыпкина непонятны людям будущего. Вместе с клопом, который также был извлечен из старого подвала, его показывают в зоосаде.

Обличая мещанство и обывательство, Маяковский выступает против коммуны, где человек обезличивается, становится послушным членом общества, не имеет права выбора. Современная поэту ассоциация пролетарских писателей увидела в пьесе злой памфлет на социализм.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • История создания пьесы Маяковского «Клоп»
  • Проблематика пьесы Маяковского «Клоп»
  • Сила сатиры Маяковского (по пьесе «Клоп»)
  • Отзыв о пьесе Маяковского «Клоп»