«Настя под «хмурым небом» (анализ эпизода рассказа Паустовского «Телеграмма»)


Произведение Константина Паустовского «Телеграмма» - это история о трагической судьбе одинокой матери. Рассказ не большой по объему, но впечатления о нем остаются надолго, если не навсегда. Интересно то, что историю о чьем-то равнодушии читателям сложно будет забыть. Наверное, именно в этом посыл рассказа – взбудоражить души людей, напомнить через ошибку героя о настоящих ценностях. Что же сделала героиня рассказа и почему никто не хочет повторить ее судьбу?

Главные героини произведения – мать Катерина Петровна и дочь Настя. Так вышло, что живут они далеко друг от друга. Катерина живет в глухой деревушке Заборье, а Настя – в Ленинграде. Девушка не хотела томиться в деревне, поэтому переехала в поисках лучшей жизни. Она удачно нашла работу в Союзе художников. Специфика деятельности говорит нам о тяге Насти к искусству. Так же она внимательна к творческим людям, помогает им в трудную минуту. За это они ее прозвали Сольвейг, что означает «Солнечный путь».


Автор уточняет, что назвали ее так через русые волосы и большие холодные глаза. Парадоксально то, как сочетаются понятия «солнечный путь» и холодные глаза. В этом мы уже видим авторскую подсказку. Настя и правда проявляет чуткость к чужим людям, но о родном человеке, кажется, совсем забыла. Вот уже как три года она не появлялась дома в деревне и очень редко писала письма. Единственное напоминание о себе она воплотила в денежных пересылках в конвертах.

Катерина Петровна часто перебирала эти пухленькие конверты в надежде прочитать хоть какое-то послание от Насти. Пожилая женщина очень скучала по дочери. Почему Настя не хотела ехать и писать? Она с неохотой вспоминала о глухой деревне, о долгой изнурительной поездке туда, о материнских слезах и укорах. Настя нашла простой выход – просто отстраниться. Так случилось и тогда, когда Катерина Петровна прислала последнее письмо – она его не прочитала сразу, а отложила на потом, решив, что, если пишет, значит все хорошо. Настя продолжила заниматься своими делами – организацией выставки талантливого, но не справедливо забытого, скульптора. Она смогла помочь ему, и ее работа была одобрена. Во время мероприятия, когда публика аплодировала девушке, она прочла телеграмму о том, что Катерине очень плохо. Настя нахмурилась и скомкала ее. Почему она так сделала? Скорее всего, потому что плохая новость нарушила ее планы. Потом девушка поймет, что совершила ужасную ошибку и помчится домой. Но к матери Настя уже не успеет.

Приехав домой и, осознав, как она была не права, Настя чувствует себя так, словно находится под «хмурым небом». Тяжесть раскаяния легла на ее плечи ужаснейшим грузом. Внутренний монолог молодой женщины – это кульминация центральной части рассказа. Она проливает горькие слезы, которые просветляют ее душу, наполняют пониманием того, что никто и никогда ее не любил больше, чем мама. На следующее утро героиня уезжает с деревни, крадучись, как преступница, которой она себя и чувствует. Автор не рассказывает нам, как сможет преодолеть героиня эту пустоту. Главная идея в другом – показать читателям, что надо беречь своих родных.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Сравнительная характеристика Насти и «молоденькой учительницы»
  • Зачем Паустовский вводит образ молодой учительницы в рассказе «Телеграмма»?
  • Письмо Катерины Петровны (анализ эпизода рассказа Паустовского «Телеграмма»)
  • Телеграмма от Насти (анализ эпизода рассказа Паустовского «Телеграмма»)