Национальный характер в пьесе Чехова «Вишневый сад»


В пьесе «Вишневый сад» А.П. Чехов уделяет внимание России и ее будущему, поднимает проблемы русского человека, национальной культуры, связи поколений.

В чеховском произведении отобразилась картина социальной жизни в России в начале XX века. Автор помещает в повествование три временные группы персонажей: представителей прошлого, настоящего и будущего. Изобразив современные себе социальные слои населения, А.П. Чехов продемонстрировал характерные черты каждой временной группы. Каждый персонаж является типажом русского общества того времени. Неумолимый ход времени, неизбежность общественных изменений – это лейтмотив всей пьесы, которая является метафорой всей жизни русских людей.


Символом национального богатства является вишневый сад. Раневская и Гаев, являясь представителями прошлого, любуются вишневым садом, ценят его и отказываются вырубать его, даже если это может принести им прибыль. Лопахин, будучи ярким представителем настоящего, к символу национального богатства относится практически: он смотрит на вишневый сад как на место, где можно построить дачи, которые можно сдавать под аренду дачникам и получать с этого прибыль. А.П. Чехов показывает, что Лопахин к национальному достоянию (неслучайно Раневская говорит о том, что вишневый сад является самым интересным и «даже замечательным» явлением во всей губернии, а Гаев подчеркивает, что про вишневый сад упоминается в «Энциклопедическом словаре») относится как к предмету торга. Автор демонстрирует, что такое отношение – черта нового буржуазного класса.

В финале пьесы показано, что Лопахин начинает реализовывать свой план по вырубке вишневого сада. Вырубка вишневого сада становится полным отказом нового класса от прошлого. В отношении к прошлому представитель настоящего Лопахин схож с представителем возможного будущего Петей Трофимовым, который был уверен в том, что нужно «искупить наше прошлое, покончить с ним». А.П. Чехов показывает, что люди самостоятельно разрывают духовные связи между поколениями, не понимая, что жить в настоящем и строить счастливое будущее невозможно без опоры на опыт прошлого. Отказ от прошлого Лопахина и стремление Трофимова «покончить» с прошлым, которое, по их мнению, имеет только негативные черты, демонстрируют неспособность найти золотую середину. Эта неспособность является чертой русского человека.

Несмотря на то что между представителями разных временных групп нет яркого конфликта, между ними наблюдаются огромные различия. Но и это еще не все: между представителями одной и той же временной группы нет взаимопонимания. Абсолютно каждый персонаж находится наедине с самим собой и своими размышлениями, даже если он находится среди других людей, ведет с ними диалоги, отвечая на вопросы и обращаясь к ним. А.П. Чехов показывает полное одиночество персонажей, что тоже можно назвать национальной чертой. В пьесе продемонстрирована духовная разобщенность русских людей.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Авторский идеал и действительность в пьесе Чехова «Вишневый сад»
  • Быт и события в пьесе Чехова «Вишневый сад»
  • Герой времени в пьесе Чехова «Вишневый сад»
  • Кто же он... этот Ермолай Лопахин?.. (по пьесе Чехова «Вишневый сад»)