«Новизна содержания» романа Тургенева «Дворянское гнездо»


Роман «Дворянское гнездо» был задуман И.С. Тургеневым в 1856 году, именно тогда он упомянул о нем в письме к И.И. Панаеву. К работе над произведением писатель приступил в начале 1858 года, и в декабре роман был прочитан в узком кругу друзей-литераторов. «Дворянское гнездо» было принято восторженно, в нем увидели нового Тургенева, который проявил себя как общественный писатель. Роман, в центре которого находится любовная история, затрагивал социальные проблемы России.

Основной проблемой произведения был выбор между личным счастьем и долгом. Этот вопрос получил социальный смысл, соединившись с идеей дела. В споре с Паншиным Лаврецкий защищал Россию и новое поколение, говорил о том, что он собирается «пахать землю». Такое дело дает возможность обретения новых ценностей. В разговоре Лаврецкого с Михалевичем мы видим «лишнего» человека, который в дальнейшем превращается в деятеля, проводящего реформы в своем имении.

По-новому раскрывает Тургенев любовную драму. Лаврецкий дважды проходит через испытание любовью. Его чувство к Варваре Павловне несет в себе страсть, стихию, животное начало. Лаврецкий молод, не знает жизни, Варвара Павловна – первая женщина, поразившая его воображение. Герой не искушён в любовных делах, зато его избранница подошла к вопросу женитьбы со знанием дела и даже выдвинула несколько условий, она и свадебные хлопоты взяла на себя. «Добрый толстяк» был очень удобен в качестве мужа, так думала молодая супруга, но ошибалась. Узнав об ее измене, он повел себя не так, как она того ожидала. Федор Иванович уехал от нее, не оставив надежды на прощение. Вернувшись после семейной катастрофы в Россию, Лаврецкий встречает Лизу, воплощение чистоты, доброты, верности. Эта любовь действует обновляюще на уставшую душу, наполняет ее новым чистым, светлым чувством. Две женщины Лаврецкого символизируют Европу и Россию. Усталый, разочарованный в жизни приезжает Лаврецкий из-за границы на родину, которая наполняет его жизненной энергией. Герой словно пробуждается после кошмарного сна и принимается за дело.


Тургенев показывает сближение дворянства и народа. Лиза молится как простолюдинка, за что ее отчитывает Марфа Тимофеевна. Лаврецкий проводит реформы в своем имении, сближается с простым народом. Это сближение создаёт национальную культуру, наполненную духовной энергией, что находит отражение в сюжете и образном строе романа.

История двух дворянских родов с их пороками, бедами, противоречиями показывает, как зарождается новая культура, складывается система общезначимых ценностей. В эпилоге мы видим постаревшего Лаврецкого, который без зависти смотрит на молодое поколение, благословляя их на лучшую жизнь. В то же время Тургенев отрицает преемственность и связь поколений. Лаврецкий вспоминает музыку Лемма, о которой понятия не имеет молодёжь. Этот факт символизирует отсутствие связующего звена. Духовное богатство, приобретенное Лаврецким и Лизой, не востребовано новым поколением.

Современники восприняли тургеневский роман как новое слово в развитии русской прозы. Тургенева интересует не столько формирование личности под воздействием обстоятельств, сколько осмысление происходящих событий и реакция на них. «Его (персонажа) свойства порождены данной исторической ситуацией и вне этого не имеют смысла», – писал Л.Я. Гинзбург. Именно поэтому Тургенев точно указывает время, когда происходят события. Такие типы, такие образы, герои созданы данной исторической эпохой, и оцениваться могут только с ее позиций.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Спор Паншина и Лаврецкого (анализ эпизода романа Тургенева «Дворянское гнездо»)
  • Встреча Лаврецкого с Лизой в монастыре (анализ эпизода романа Тургенева «Дворянское гнездо»)
  • Трагическая музыка любви в романе Тургенева «Дворянское гнездо»
  • Счастье или долг в романе Тургенева «Дворянское гнездо»