Новое и традиционное в изображении главного героя рассказа Куприна «Гамбринус»


Рассказ «Гамбринус» был одним из последних рассказов Куприна, затрагивающих социальные проблемы. В этом произведении соединилось традиционные и совершенно новые принципы изображения главного героя Сашки.

Проблема, которая поднимается в рассказе, была далеко не новая. О бессмертии искусства писали многие, но изобразить так реалистично романтического героя смог только А.И. Куприн.

Талантливый музыкант Сашка имеет непримечательную внешность. Плешивый, маленький, похожий на обезьяну человек, обладал удивительно добрым и чутким сердцем. Ранее романтических героев было принято изображать как идеальных красавцев. Теперь же автор специально акцентирует внимание на внешнем виде героя. Он говорит читателям о том, что внешность не главное. Красив тот, кто внутренне наполнен добром, щедростью, любовью. Например, эпизод о том, что Сашка часто раздавал деньги и забывал потом получить их назад, свидетельствует о том, что ему не нужны материальные блага. Главным для него было искусство.

С большим художественным мастерством писатель показывает атмосферу того времени, пивную, посетителей. Романтические фигуры моряков притягивают и подкупают. Все они приходят в Гамбринус не просто поесть и выпить, а насладиться музыкой, которую исполняет Сашка. В этих главах отчетливо видно, как талантлив музыкант. Он знает огромное количество мелодий, а те, что слышит впервые, сразу же подбирает на скрипке.


Но романтическая натура сталкивается с рядом реальных событий, которые должны убить романтику в душе героя. Это русско-японская война, революция 1905 года, жестокость и беспощадность тех, кто оказался у власти. Талантливого музыканта лишают самого главного — возможности играть на скрипке. Однако это не останавливает Сашку. Человека можно изувечить, а настоящее искусство нет. Эти строки стали главными в произведении Куприна. Жестокая реальность не может убить то, что сплачивает, заставляет плакать и проявлять чудеса.

В рассказе четко проявляется автор-публицист. Это заметно по многим эпизодам. Писатель рисует образы героев четко, правдиво, как будто был лично знаком с ними. Особенно впечатляют сцены погрома. Разъяренная толпа, находясь под властью непонятных партий, опьянена безнаказанностью и свободой. Люди совершают налеты на квартиру, они грабят и заставляют горожан подчиняться. Позиция автора ясна — стихийные бунты ведут к хаосу и преступлениям. Народ не понимает бессмысленность таких бунтов, а возникшая ярость способна уничтожить любого, кто встанет на пути. Так жертвой становится любимица Сашки собачка Белочка. Куприн с детальной точностью показывает убийство собаки.

Писатель старался воссоздать вымышленную историю так, как это происходило в действительности, при этом насыщая произведение романтическими образами. Образ главного героя не идеализирован, а, наоборот, принижен. Теперь на первое место выходит внутренняя сущность человека, а не внешняя сторона.

Таким образом, в рассказе соединились как традиционные принципы изображения, так и новые, которых до Куприна еще не было.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Проблематика рассказа Куприна «Гамбринус»
  • Знаком ли вам тип такого человека, как Сашка? (по рассказу Куприна «Гамбринус»)
  • Гуманистический пафос рассказа Куприна «Гамбринус»
  • В чем трагизм судьбы главного героя рассказа Куприна «Гамбринус»?