«Нравственный» двойник Раскольникова (Свидригайлов) (по роману Достоевского «Преступление и наказание»)


Центральный персонаж романа «Преступление и наказание» имеет несколько двойников. «Нравственным» двойником становится Свидригайлов.

Свидригайлов, по сравнению с центральным персонажем, не имеет никаких теорий. Точнее он не задумывается об этих теориях, не произносит эти мысли вслух, однако живет в соответствии с тем, о чем долгое время рассуждал Раскольников. Если для Родиона его статья – теория, то для Свидригайлова – это обыденная жизнь. Герои схожи нравственным обликом. Центральный персонаж совершает спланированное убийство старухи-процентщицы Алены Ивановны и незапланированное, случайное убийство ее сестры Лизаветы. Свидригайлов на протяжении всей своей жизни совершает многие плохие поступки: доводит до самоубийства слугу, который, по рассказам Свидригайлова, приходил после к нему призраком; доводит до самоубийства глухонемую 14-летнюю девочку; становится причиной позора Дуни Раскольниковой; становится причастным к кончине жены Свидригайлова Марфы Петровны.

Автор показывает, что Раскольников, как и его двойник, переступает закон. И Свидригайлов становится тем человеком, который доводит теорию Раскольникова до крайней, предельной точки. С помощью образа Свидригайлова писатель демонстрирует читателю, что происходит, когда теория центрального персонажа реализуется на практике. Раскрывая образ Свидригайлова как не особо положительного персонажа, автор доказывает, что теория Раскольникова – пример сущего зла.


Свидригайлову интересен Раскольников, он пытается вывести его на разговор, любопытно слушает его мысли при личной беседе с ним. Свидригайлов целых два дня подслушивал разговор Раскольникова и Сонечки Мармеладовой; и дело здесь не только в том, что главный герой – брат девушки, которая нравится Свидригайлову, но и в том, что герой считает Родиона интересным человеком. Кроме того, Свидригайлов видит нравственную взаимосвязь с Родионом. Он говорит ему, что они «одного поля ягоды». Данное выражение, во-первых, демонстрирует, что сам Свидригайлов видит схожесть с Раскольниковым, во-вторых, автор акцентирует внимание на том, что герои действительно имеют общее, несмотря на то что центральный персонаж относится к Свидригайлову отрицательно.

Фактически Свидригайлов живет в соответствии с теорией Раскольникова. Главный герой хотел убить старуху-процентщицу для всеобщего блага. Свидригайлов совершает плохие поступки, потому что думает, что совершать «единичное злодейство» дозволено, если оно принесет «сто добрых дел». Только в финале произведения герой совершает хорошие поступки: оплачивает похороны Катерины Ивановны, устаивает оставшихся одних детей, выделяя им денежный капитал, дает деньги Сонечке Мармеладовой, обеспечивает девушку, на которой собирался жениться.

Ближе к финалу произведения Свидригайлов совершает самоубийство. Такой сюжетный ход выражает авторскую мысль о том, что теория главного героя обречена на трагедию, что человек, который живет в соответствии с данной теорией, морально мертв. Ф.М. Достоевский неслучайно помещает образ Свидригайлова в повествование: важно то, как относится к Свидригайлову главный герой. Раскольников не может положительно относиться к тем, кто живет по его же теории. И если Свидригайлов умирает, то Раскольников, который имеет и отрицательные, и положительные черты, отказывается от прежних идей и встает на путь очищения.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Лизаветы Ивановны в романе Достоевского «Преступление и наказание»
  • Образ Зосимова в романе Достоевского «Преступление и наказание»
  • Образ Заметова в романе Достоевского «Преступление и наказание»
  • «Теоретический» двойник Раскольникова (Лужин) (по роману Достоевского «Преступление и наказание»)