Нравственные проблемы в повести Короленко «Слепой музыкант»


Жизнь постоянно ставит людей перед нравственным выбором, и каждый должен сам для себя определить жизненный путь и цели. А что делать тому, кто пришел в этот мир слепым и беспомощным? Как ему сделать правильный выбор и не ошибиться?

Писатель Короленко ставит своего главного героя в очень сложные жизненные условия. Он слеп от рождения, наделен огромным музыкальным талантом, умен и восприимчив, может чувствовать другого человека и сострадать ему.

Петр родился в богатой и любящей семье, мать пыталась защитить слепого сына от жестокости окружающего мира. Но еще в подростковом возрасте Петр узнал, что рядом кипит жизнь, мятежная и беспокойная, но он не участвует в этой жизни из-за своего недостатка.

А посещение монастыря, где служили слепые звонари, обозленные на весь свет из-за того, что они лишены главного человеческого чувства, еще усугубило сомнения Петра в его нужности для общества. Он вдел, что многие слепорожденные полны агрессии и ненависти к окружающему миру, полны злобы и зависти, поэтому не пытаются найти понимание и свое истинное место в жизни.

Но после того, как юноша узнал легенду о слепом бандуристе Юрко, который ходил в походы с атаманом Игнатом Карым, он понял, что есть два пути для любого человека. Один путь - это дорога слепого звонаря, ненавидящего всех людей и особенно детей. И вторая дорога - любви ко всему живому, дорога добра и милосердия. Молодой человек понял, что этот выбор зависит от каждого человека, он перестал страдать из-за своей слепоты и обрел цель жизни.


После странствий Петр излечился от своего душевного недуга, перестал страдать и ненавидеть судьбу и Бога. В этом ему сильно помог дядя Максим. Юноша находил силы и любовь в музыке, она становится его душой и целью жизни. Он знает, что с помощью звуков он сможет воздействовать на души людей, объяснять им то, что нельзя объяснить и рассказать словами. Такой выбор сделал слепой музыкант.

Но не только перед главным героем стоит нравственный выбор. Не менее важный выбор должны сделать и Эвелина, его подруга детства и любимая девушка. С самого раннего детства они были неразлучны, а когда девочка узнала, что ее друг ничего не видит, она была так поражена, что разрыдалась. Поддержка и забота Эвелины очень поддерживали Петра в его поиске смысла жизни.

Но эта дружба обогатила не только слепого мальчика, она сформировала и характер девушки. В детстве и юности она мало что знала о жизни людей за пределами усадьбы. Встреча с братьями Ставрученко была для юной девушки настоящим открытием. Они говорили о большой дороге, о планах на будущее. Они не верили, что Эвелина всерьез собирается связать свою судьбу со слепым музыкантом.

Она с удовольствием слушала эти пьянящие мечты, но в этой предложенной новой жизни не было места ее другу Петру. Ведь она, как никто, знала о его страданиях сомнениях, поиске смысла жизни. Предложение связать свои судьбы исходило именно от девушки. Она знала, что Петр не сможет жить без нее.

Автор показывает, что со стороны Эвелины – это не самопожертвование, а проявление преданной и чистой любви.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ повести Короленко «Слепой музыкант»
  • История создания повести Короленко «Слепой музыкант»
  • Чему учит нас повесть Короленко «Слепой музыкант»?
  • Отзыв о повести Короленко «Слепой музыкант»