О чем хотел поведать миру Чехов, написав рассказ «Студент»?


А.П. Чехов в своем рассказе «Студент» поднял нравственные проблемы и выразил довольно философские мысли.

Первоначально главный герой носит отрицательные характеристики. Будучи студентом духовной академии, то есть человеком, тесно связанным с религией, Иван Великопольский отправляется в страстную пятницу на тягу (охоту), что считалось грехом для религиозных людей. Иван Великопольский, возвращаясь домой, думает о различных несчастьях, считая, что эти несчастья – неотъемлемая часть жизни всего русского народа с момента его зарождения. Автор показывает, что Иван Великопольский живет не духовным миром, а миром материальным, его волнуют внешние обстоятельства, которые, по его мнению, делают жизнь несчастной. Фактически Иван Великопольский снимает с себя ответственность и винит в своем несчастье что-то другое или кого-то другого. А.П. Чехов показывает, что такое отношение человека к жизни не должно существовать в мире.

Грешивший Иван Великопольский, стоя у костра, вспоминает евангельскую историю о Петре, трижды отрекшемся от Иисуса. Иван Великопольский рассказывает Василисе и Лукерье лишь момент отречения и раскаяния, однако очевидно, что студент духовной академии знает, что Иисус, согласно Евангелию, простил отрекшегося от него Петра. А.П. Чехов выражает мысль о том, что если Иисус простил Петра, то Иисус простит любого раскаявшегося в своих грехах человека. Писатель выражает идею возможности получить прощение, важно лишь осознать свой грех, признать его и раскаяться в нем.


А.П. Чехов преображает своего героя. Реакция Василисы и Лукерьи на рассказ заставили Ивана Великопольского задуматься. Герой меняет свое мировоззрение. Теперь он начинает жить духовной, а не материальной жизнью. Теперь студент думает не о вечном несчастном существовании, а о главном в жизни. С помощью мыслей Ивана Великопольского А.П. Чехов выражает свою точку зрения: главным, по мнению писателя, в жизни являются правда и красота. Так как рассказ имеет религиозное звучание, правда и красота в данном случае тесно находятся с любовью к ближнему. Писатель выражает мысль о том, что главное в жизни – это любовь к ближнему, которая объединяет людей разных времен. Неслучайно, услышав рассказанную Иваном Великопольским историю о Петре, Василиса заплакала, а Лукерья приобрела такое выражение лица, будто испытывала сильную боль.

Награждая своего героя, А.П. Чехов вновь подчеркивает мысль о прощении, а также выражает мысль о том, что каждый человек имеет право на просветление, духовное озарение и возрождение. Образ Ивана Великопольского не статичен, он переходит от греха к преображению, он переходит от материальной жизни к жизни духовной. Неслучайно в рассказе используются символы переправления Ивана Великопольского через реку и поднятия на гору.

А.П. Чехов хотел, чтобы читатель с помощью его рассказа нашел тоже самое просветление, которое нашел Иван Великопольский с помощью евангельской истории о Петре.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • В чём символическое значение двух вдов? (по рассказу Чехова «Студент»)
  • Преображение главного героя рассказа Чехова «Студент»
  • Особенности композиции рассказа Чехова «Студент»
  • Отзыв о рассказе Чехова «Студент»