О чем заставляет задуматься рассказ Шукшина «Критики»?


Рассказ В. Шукшина «Критики», на первый взгляд, кажется смешным, забавным, но в нем затрагиваются очень важные и актуальные для сегодняшнего времени вопросы. Они заставляют задуматься о взаимоотношениях между людьми.

Главный герой, 73-летний Тимофей Макарович плохо слышит, живет в доме своего сына. Но дружит он только с тринадцатилетним внуком Петькой. Из его слов мы узнаем, что близкие люди совсем не уважают его, относятся снисходительно, не видят в нем человека. Даже за стол вместе с собой не сажают. А ведь старик в прошлом отличный плотник. Сейчас он немного чудаковат. Любит смотреть фильмы и критиковать их. Деда отличает чувствительность. Он может заплакать, если на экране к кому-то относятся плохо. Вспоминает молодость, как умел драться, как любил. Этот герой — противник всего фальшивого. Он любит правдивость, поэтому осуждает тех актеров, которые не поняли деревенской жизни и не научились, например, держать топор.

Пожилой человек не видит уважительного отношения к себе, его человеческое достоинство задето. Особенно его обижают слова о том, что он, пытаясь учить внука, ничего не знает. Но дед вспыльчив и не готов смириться с таким положением. Эта история заставляет задуматься о том, что нужно уважать пожилых людей, стараться понимать и принимать их увлечения. Эти люди в прошлом много трудились и достойны того, чтобы с ними считались.


Рассказ называется «Критики» не только потому, что главные герои любят критиковать фильмы. Здесь все персонажи являются критиками. Они спорят, доказывают свою правоту. Все убеждены в правильности своих слов. Так, отец Петьки думает, что старик и Петька занимаются глупым делом, поэтому не воспринимает их увлечение всерьез. Тетка и ее муж уверены в правильности своей позиции. Для них в фильме главное, какой герой, а не его действия. Их не заботит то, что многие эпизоды снято фальшиво, поэтому слова деда их нисколько не трогают. В результате Тимофей Макарович чувствует себя «оплеванным». Эта история учит нас не критиковать других людей, а посмотреть сначала на себя и свои поступки.

Возникший конфликт заставляет задуматься о том, как вести себя в подобных ситуациях. Здесь мудрее всех поступает подросток Петька. Сначала он пытается поговорить с дедом и успокоить его. Раздевает, хочет уложить спать, советует не обращать внимания на обидные слова. Потом, когда старика забирают в милицию, мальчик жалеет родного человека, переживает за него. Он понимает, что эту ситуацию можно было решить мирным путем. Петька осознает, кто виновен в том, что старика повалили на пол, связали ему руки, а потом отправили в вытрезвитель.

Таким образом, рассказ Шукшина заставляет задуматься о том, как вести с себя с людьми. Нужно уважать друг друга, стараться поддерживать во всем. Необходимо научиться быть толерантными, уметь решать конфликты мирным путем. И, конечно, уважать старшее поколение, которому многое пришлось пережить. Они заслужили того, чтобы их считали полноценными членами общества.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Почему рассказ Шукшина называется «Критики»?
  • Анализ рассказа Шукшина «Критики»
  • История создания рассказа Шукшина «Критики»
  • Актуальность рассказа Шукшина «Критики» в наши дни