Обличение социальных пороков в сказке Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик»


В сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» происходит обличение социальных пороков.

Поднимая проблему взаимоотношения народа и господствующих классов, автор демонстрирует злоупотребление помещиками властью. Помещики совершенно не думают о правах и свободах крестьян, считая, что им все дозволено. Вседозволенность и равнодушие к судьбам крестьян – пороки, присущие помещичьему классу. Автор выражает мысль о том, что все люди равны между собой, поэтому помещики не имеют права притеснять крестьян.

М.Е. Салтыков-Щедрин демонстрирует гнет помещиков по отношению к крестьянам; куда крестьяне «ни глянут – все нельзя, да не позволено». Автор показывает, что помещики были настолько жестоки по отношению к крестьянам, что те полностью разорялись, голодали и даже вымирали. Писатель метафорично показывает, что крестьяне в те времена либо бежали из города, полностью забрасывая земли, либо вымирали. Именно это стоит за исчезновением мужиков с земель центрального персонажа сказки.


М.Е. Салтыков-Щедрин неслучайно дает своему герою нерусскую фамилию – Урус-Кучум-Кильдибаев. Притеснение глупым помещиком крестьян схоже с притеснениями русского народа монгольским игом. Автор сказки выражает мысль о том, что помещик, притесняющий крестьян, становится настоящим врагом для государства и всего русского народа. В повествовании показано, что только глупый человек пойдет против представителей своего же народа. Видно ироническое отношение автора к газете «Весть», которую читал глупый помещик; в этой газете были адресованные помещикам призывы сохранять свои привилегии и не делать ни единой уступки крестьянам.

М.Е. Салтыков-Щедрин выступает против гнета и притеснения по отношению к крестьянскому классу. Принято считать, что девиз писателя заключался в следующих словах: «Я не дам в обиду мужика». Автор показывает, что уничтожение и истребление крестьян негативно сказывается на всем русском народе. В обществе не только исчезают крестьяне, но и деградируют нравственно и дичают физически классы, имеющие привилегии. Автор обличает такие пороки, как глупость, косность, нравственная деградация. В сказке явно выражается мысль о том, что правящие классы не могут существовать без крестьянства, что без мужицкой деятельности помещики ничтожны.

Обличает М.Е. Салтыков-Щедрин общественную несправедливость. В повествовании указано, что капитан-исправник почти всегда покровительствовал помещикам. То есть если бы крестьяне не исчезли с земель глупого помещика и тот продолжил бы притеснять их права и свободы, то капитан-исправник ничего бы не предпринял. Капитан-исправник, который фактически должен защищать права всех людей, предпочтение отдает правам помещиков, забывая про права крестьян. Капитана-исправника волнует лишь то, что из-за исчезновения крестьян пустует государственная казна и продовольственный рынок. Автор сказки показывает, что крестьяне остаются беззащитными и бесправными, потому что их права никем не защищаются.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ глупого помещика в сказке Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик»
  • Образы мужиков в сказке Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик»
  • Образ капитана-исправника в сказке Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик»
  • Образ Сеньки в сказке Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик»