Образ Агриппины в «Повести о разорении Рязани Батыем»


В «Повести о разорении Рязани Батыем» есть много главных и второстепенных героев, но всех их объединяет одно — все они испили чашу смерти. Юрий Ингваревич и его братья были благоверными князьями, которые вели праведный образ жизни, любили свою родину и не хотели войны. Всё это благодаря воспитанию, которое они получили от своих родителей.

Но однажды случилось страшное. Хан Батый со своей многочисленной ордой напал на рязанскую землю. Чтобы не допустить кровопролития, Юрий посылает к «безбожному царю» своего сына с подарками, но коварный и лживый хан убивает Федора. Юрию Ингваревичу не осталось ничего другого, как встать на защиту родной земли. Вот тут-то и возникает образ Агриппины, матери Юрия. Отношения сына к матери складываются по христианским традициям. Сын уважает свою мать, советуется с ней и просит благословить на бой.

Трудно представить состояние женщины, которая понимает, что отправляет сыновей на верную смерть. Но она такая же мужественная и твердая, как и ее дети. Она дает благословение и остается молиться за сыновей. Князья погибают, а татары подходят вплотную к городу. Шесть дней длилась осада, рязанцы держались, как могли. Без сомнения, именно великая княгиня руководила городом, когда ее дети испили чашу смерти. 21 декабря татаро-монголы ворвались в город. Их жестокость не может быть оправдана. Они не жалели никого, конечно же, в первую очередь погибают родные князей, в том числе и Агриппина, матушка князя рязанского Юрия Ингваревича. Примечательно, что все женщины находились в храме, молясь и надеясь на чудо. Но татары хотели искоренить христианскую веру, поэтому ничто не могло остановить их.


Только спустя время, когда Ингвар Ингваревич расчищал Рязань от трупов, нашел тело своей мамы. Его любовь к ней была настолько сильна, что долго еще плач его раздавался. Сын принимает решение — похоронить мать по-христиански. Он специально привозит из деревни священника. И с почестями провожает в последний путь не только членов княжеской семьи, но и других воинов, а также всех жителей.

Агриппина в тексте — символ матери, родной земли. Именно ее призваны защищать русские князья. Они любят ту, которая родила и воспитала их такими, как сейчас. Но помимо любви в отношениях сквозит огромное уважение. В повести нет отдельных эпизодов, рассказывающих о жизни этой женщины, но через поступки ее сыновей можно понять, что она была отличной матерью, если вырастила настоящих патриотов. Именно Агриппина вложила в сыновей нравственные нормы, воспитала мужественных и отважных людей. Она не давала волю чувствам, понимая, что может усугубить ситуацию. Эта женщина знала, что только твердость, решительность способны вдохновить мужчин на сражение.

Она погибла, испила вместе со всеми чашу горькую. Смерть ее была мученической, но она не сбежала из города, не предала память своих князей, которые отдали жизни за нее. Агриппина Ростиславовна похоронена в Успенском соборе и приравнивается к святым мученикам.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Евпраксии в «Повести о разорении Рязани Батыем»
  • Образ «чаши смертной» в «Повести о разорении Рязани Батыем»
  • Образ автора в «Повести о разорении Рязани Батыем»
  • Анализ «Повести о разорении Рязани Батыем»