Образ Алика в рассказе Искандера «13 подвиг Геракла»


В рассказе «13 подвиг Геракла» Искандер рисует картину школьной жизни в самом начале Великой Отечественной войны. Главные герои — учитель математики Харлампий Диогенович и ученики 5 «б» класса. Повествование ведется от лица рассказчика, мальчика лет 10-11. Он дает характеристику всем персонажам наивно, с небольшой долей юмора.

Наиболее подробно он останавливается на фигурах одноклассников, которые так же, как и он, подвергались высмеиванию за неблаговидные поступки. Это нескладный и угрюмый Авдеенко, правильный отличник Сахаров и молчаливый Комаров.

Адольф Комаров сидел с главным героем за одной партой, был очень скромным мальчуганом, худощавым, опрятным. Он просил, чтобы его называли Аликом, потому что ему не нравилось носить имя Гитлера. Но иногда одноклассники, чтобы посмеяться над ним, игнорировали эту просьбу. Заядлого троечника редко хвалили учителя, хотя он был способным учеником. Рассказчик относится к нему снисходительно, в какой-то степени жалеет его за неудачи. Единственное, что раздражает «малярика» — это руки соседа на промокашке, поэтому он всячески пытается отучить его от вредной привычки.

Особенно ярко Адольф представлен в эпизоде с уколами. Главный герой хочет сорвать урок по математике и обманным путем приводит медиков в свой класс, для того чтобы сделать прививки от тифа. Руководит маляриком вроде бы благородная идея — спасти одноклассников и себя от двойки. Сам рассказчик уколов не боится, так как уже привык к ним, а вот Алик ведет себя совсем по-другому.


Когда доходит очередь до Комарова, он откровенно боится. Это видно по его внешнему виду. Мальчик становится бледным, не отрывает глаз от иголки, затравленно шепчет. Он настроен пессимистически. Он уверен, что будет очень больно, что игла обязательно вонзится ему в кость. Когда он подошел к доктору, страх охватил его полностью. Он даже не соображал, что с ним происходит. Стоит отметить, что главный герой всячески поддерживал и успокаивал Алика. Но все было бесполезно.

Во время процедуры бледность стала так заметна, что на лице отобразились веснушки. И рассказчик вдруг увидел, что Комаров рыжий. Внезапно мальчик почти потерял сознание, но нашатырь привел его в чувство. Как ни в чем не бывало, стараясь казаться спокойным, Адольф идет на место. Несмотря на внешнюю слабость, внутри у него сильный характер и выдержка.

Мы видим трусость двух мальчишек. Один, малярик, пытается скрыть свой страх обманом и получает заслуженное наказание. Другой, Комаров, преодолевая свою боязнь, наперекор своему физическому состоянию, всё-таки идет делать прививку. Автор, сравнивая двух ребят, на стороне Алика, который поступает честно.

Показывая характеры совершенно разных школьников, автор хотел донести до читателей мысль, что каждый может совершить плохой поступок. Нужно лишь вовремя понять свою ошибку, признать ее и больше не повторять. Тогда из этих мальчишек вырастут настоящие высоконравственные люди, способные на настоящий подвиг.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ рассказчика в рассказе Искандера «13 подвиг Геракла»
  • Образ Харлампия Диогеновича в рассказе Искандера «13 подвиг Геракла»
  • Образ Сахарова в рассказе Искандера «13 подвиг Геракла»
  • Образ Шурика Авдеенко в рассказе Искандера «13 подвиг Геракла»